Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Дэн Роэм. Визуальное мышление. Как "продавать" свои идеи при помощи визуальных образов

Об этой книге я впервые услышала на вебинаре Сергея Гевлича, автора "Объясняшек" (из-за самого факта существования которых я уже почти полгода нахожусь в сомнениях: так обзаводиться мне всё-таки iPad-ом, или нет?). Как-то откладывала покупку заинтересовавшей меня книги на неопределённое время (правда, несколько страниц, доступных в онлайне, прочитала) но заказала её сразу же, как только был задуман проект. Это к тому, что списков чтения я не составляла, ни-ни... Но с каждой из книг, что читаю, связана какая-то история. С этой книгой — история про скрайбинг.
Слово "скрайбинг" я впервые услышала в конце этой зимы. На тот момент русскоязычных публикаций в сети было очень мало, не были широко известны и компьютерные программы по рисованию скрайбов, но это не остановило меня от желания попробовать такую технологию в работе с моими учениками. Два десятых класса с помощью скрайбинга обобщали темы "Государство" (описание работы со всеми ссылками и рефлексией можно прочитать здесь: думаю, что не слукавлю, если скажу, что это была одна из первых публикаций такого рода: неоднократно встречала ссылки на неё в более поздних публикациях по использованию скрайбинга в учебной деятельности, а само сообщение почти постоянно "висит" в списке популярных за последнюю неделю) и "Общение" (описание здесь), три ученицы использовали скрайбинг для визуализации своих докладов на промежуточной аттестации (скрайбы встроены в это сообщение). Подобную работу запланировала и в этом учебном году.
Однако, всё это время я чувствую себя котом из бородатого анекдота: "А я методистом работаю!" Даже сейчас, когда в сети уже множество публикаций, мастер-классов по скрайбингу в образовании, сама я не нарисовала ни одного скрайба. Я всё усиленно готовлюсь к этому, перекладывая ответственность на других (то есть, на своих учеников) и участвуя в вебинарах, как-то связанных с этой темой:
  • "Визуальное мышление по-русски" >>>
  • "Скрайбинг — новый инструмент для привлечения и удержания внимания" >>>
Теперь вот и до литературы по этой теме добралась. Интерес к ней можно объяснить несколькими причинами.
  1. Спор о том, можно ли людей разделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков, или это миф, не прекращается. Моя позиция здесь такова: я кинестетик, вокруг которого, в большинстве своём, визуалы (я, в первую очередь, говорю о своих учениках). И как-то надо с этим считаться. 
  2. Когда кто-то где-то заводит разговор о рисовании, моя любимая фраза: "Я художник от слова "худо". В школе чуть ли не единственными предметами, домашние задания по которым я делала вместе с мамой даже учась уже в 8 классе, были рисование и черчение.
  3. Понимая, что для рисования скрайбинга совсем не обязательно обладать выдающимися художественными способностями, что достаточно бывает рисунков из серии "точка, точка, запятая", я обнаружила, что моя проблема совсем не в отсутствии умения рисовать. У меня совсем-совсем не получается визуализировать то, что с легкостью говорю и пишу. Как подобрать под конкретное слово визуальный образ — такой, чтобы он был узнаваем, понятен, информативен. Это и есть моё главное затруднение.
  4. Я умею, люблю и хочу учиться. У своих учеников, которые учат меня постоянно (вот, к примеру, презентация "Чему я могу научить взрослого?", которую +Екатерина Пирожкова выполнила в рамках изучения темы "Многообразие путей и форм познания мира", просто пронизанная визуальными образами, выполненными автором). У хороших книг (купила в подарок дочке одной своей выпускницы книгу Таро Гоми "Истории. Альбом для развития креативности" — рекомендую всем, у кого есть дети-дошкольники — и пытаюсь мысленно рисовать сама, порываясь скачать с сайта издательства несколько листов для рисования).
Книгу начала читать ещё на прошлой неделе, но, взяв в руки "Синдром Петрушки" Дины Рубиной, отложила. Но через неделю снова взяла. Что поразило сразу. С первых страниц я взяла лист бумаги и ручку и начала рисовать и писать. Даже тогда, когда это не было заданием (а в книге достаточно практических заданий). Автор рассказывал о своей первой "презентации на салфетке", визуализиируя простыми образами тему "Для чего нужен полезный веб-сайт". Как-то сама по себе идея автора сложилась вот в такой листик на тему "Для чего учителю нужен блог?".

А уж когда речь зашла о модели SQVID (Simple — простота, Qality — качество, Vision — видение, Individal attributes — индивидуальные характеристики, Delta — изменение), я просто положила в папку с книгой маленький блокнот и ручку и рисовала везде, буквально на ходу (в маршрутке по дороге на работу, в коридоре в ожидании ребёнка с тренировки). Упражнение, предложенное автором книги, так и назвалось — "Возьмите SQVID на прогулку". В качестве темы визуализации была взята идея нашего проекта, согласно которой участники читают по одной книге в неделю. Такая вот визуальная попытка рассмотреть эту идею с пяти разных сторон.

Именно в процессе ответа на пять вопросов SQVID, я как-то незаметно для себя втянулась в процесс рисования, и процесс чтения пошёл значительно медленнее (хотя книга написана доступно и просто, много иллюстраций, сопровождающих буквально каждый шаг в процессе развития визуального мышления, читается очень легко, без напряжения: думаю, что если её просто читать, можно управиться за несколько часов), т. к. я постоянно рисовала. Причём именно не повторяя за автором, а пытаясь перевести авторские примеры из плоскости бизнеса в плоскость образования или повседневной реальности. И — параллельно прокручивая в сознании ещё и другие примеры (один рисую, о другом думаю).
В самом начале книги, проходя предложенный автором тест, я узнала, что отношусь к людям "жёлтой ручки". "Я не умею рисовать, но..." — так автор обозначил людей этого типа. Вот оно, моё вечное противоречие! С одной стороны, я понимаю, что рисование — это не моё. С другой стороны, в каких-то ситуациях рука так и тянется к ручке или карандашу. 
Как случается порой? Бьет озноб,
Плохо видит человек, глухо слышит.
Подпирает человек жаркий лоб,
А свободною рукой карандашною клюкой
Выход ищет.
Александр Юдахин писал эти строчки о том, "как слагаются стихи". Но я могу в равной степени применить их к себе — как возникают рисунки. А ещё люди "жёлтой ручки" любят выделять маркером важный текст, детали рисунка и т. п. И снова в точку! Когда у меня в кабинете только-только появилась интерактивная доска, моими любимыми инструментами были "Указка" и "Выделение". Последним, впрочем, я и сейчас довольно часто пользуюсь на уроках. Просматривая наброски, которые я сделала по ходу чтения книги, обнаружила, что периодически выделяла более жирным какие-то детали рисунка, его контуры. Часто подспудно возникало желание взять другой цвет.

Не успела дочитать книгу, как захотелось сделать учебную презентацию с минимумом текста и максимумом визуала.
Правда, Дэн Роэм ратует за "ручное" рисование, не особо приветствуя компьютерное. Я же давно хотела попробовать поработать в сервисах Sparkol Videoskribe и PowToon. Но даже мысленно не могла представить ни одну презентацию такого типа. Но книга тем и оказалась хороша, что она учит не рисовать (а при компьютерном способе этого умения и не требуется: всё сделает программа): а именно визуализировать. Учит подбирать зрительные образы и минимизировать использование слов. Поэтому и идеи стали появляться, и, хотя с первым сервисом с ходу не смогла разобраться (а надо бы это сделать, срок бесплатного его использования ограничен): второй не доставил особых хлопот. Там всё понятно интуитивно. Вот что у меня получилось. Звук писать пока не стала, но как это сделать, тоже разобралась (из недостатков сервиса: не изображение подстраивается под звук, ускоряя или замедляя темп визуализации, а звук подстраивается под длительность видеоряда — то есть, записанный текст будет либо ускорен, либо растянут).



В общем, считаю, что ещё одна неделя проекта прошла не зря, подарив мне знакомство с отличной книгой удивительного автора (обязательно буду читать и другие его книги). Книга отправляется на книжную полку, но в пределах "протянутой руки", т. к. знаю, что буду к ней возвращаться и не раз. Рекомендую прочитать её:
  • всем, кто так же, как и я, порой хочет нарисовать, а не написать или рассказать, но боится это сделать, считая, что, в силу отсутствия художественных способностей, он никогда не сможет этого сделать. Конечно, Рафаэлем или Левитаном после прочтения этой книги вы не станете, но одним комплексом станет меньше. Я смеялась над своими рисунками (их много-много больше, чем попало в этот отзыв) из-за их неуклюжести, но радовалась за себя, что смогла преодолеть свои "рисовальные" страхи.
  • всем, кому приходится объяснять что-то другим людям. А это все мы, по сути. Потому, что мы можем быть учителями и библиотекарями, предпринимателями и домохозяйками, но, как минимум, каждый из нас хоть раз сталкивается с необходимостью как-то по иному объяснить мысль своему ребенку, потому, что все прежние способы уже не действуют. Дети не просто нас поймут, но и скажут нам "спасибо". 
Кто-то может возразить, что эта книга создана для бизнеса, и учителям она вообще не помощник. Но разве в последние годы нас не ставят в положение фирмы, оказывающей услуги населению? Разве никто из вас, коллеги, не сталкивался хоть раз с ситуацией, когда родитель (то есть, клиент по сути) "всегда прав", и на его стороне даже завуч/директор, не проявляющие корпоративную солидарность? Параллели можно дальше проводить. Но буквально вчера, когда нас с +Julia Dmitrieva обрадовали должностью, исполняемой на 67% на общественных началах, с неясным функционалом и нечётким местом в структуре управления образовательным учреждением, у меня в сознании возник вопрос: "А не нарисовать ли мне это? А не задать ли мне себе вопросы "кто?", "сколько?", "где?", "когда?", "как?" и "стоит ли что-то предпринимать?", визуализировав своё представление. Уже рисую. Пока получается непросто. Но надеюсь, что это облегчит мне понимание новых профессиональных задач, стоящих передо мной. А раз появилось желание визуализировать свои мысли, значит, книга свою задачу выполнила.

Купить книгу в Лабиринте >>>
Купить книгу в Озоне >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

18 комментариев:

  1. Спасибо за отзыв, нашла в нем для себя много интересного. Я тоже умею, люблю и хочу учиться, а ещё люблю рисовать. Отдельное спасибо за Таро Гоми "Истории. Альбом для развития креативности".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Александровна, и Вам спасибо. С Таро Гоми, как ни странно, началось моё знакомство с издательством "Манн, Иванов и Фербер". А сейчас у меня уже несколько книг есть в библиотеке, и ещё длинный список "хочушек". Одну вот только что на Фейсбуке Наринэ Исаханян посоветовала — Искусство обучать. А "Альбомы для развития креативности", думаю, и для младших школьников использовать можно. И саму книгу, и просто принцип построения заданий, использованный в ней.

      Удалить
  2. Мария, вот как Вы меня почувствовали! Я купила в "Чаконе" книгу с грифом ФГОС серии "Методическая лаборатория" под названием "Обучение школьников схематизации и моделированию" (5-9 классы). Вот так она выглядит: http://www.uchmag.ru/estore/e158096/?s=359 Собиралась ее изучать на следующей неделе и тут ТАКОЕ пишете Вы... Меня переполняют эмоции, уже поздно. Завтра еще раз внимательно прочитаю ваш пост, посмотрю ссылки и еще что-то вразумительное напишу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, это всё "синдром Петрушки" не отпускает:)
      Вот ведь как читающие люди чувствуют друг друга: читают одни и те же книги, одних и тех же авторов, об одних и тех же проблемах.
      Посмотрела книгу по Вашей ссылке: радует, что не только переводная литература есть по визуализации, но и появляются работы российских авторов. Боюсь одного: очень часто у российских авторов слишком много теории и мало практики. А в переводной литературе всё с точностью наоборот. Но не буду обобщать, а просто подожду Вашего отзыва по этой книге, заинтересовали.

      Удалить
  3. Мария, Ваш пост очень актуален для меня, недавно прошла мастер-класс "Скрайбинг. Как нарисовать презентацию" (https://sites.google.com/site/mkskrajbing/home) на региональной онлайн конференции Intel, думаю, книга обогатит мой пока скромный опыт в этой области:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо. Я знакома с работами Марины Орешко. Весной она выиграла конкурс на лучший срайб-ролик (уже ставший знаменитым ролик про саамов), после которого провела свой первый мастер-класс на Вики-Сибириаде, если мне не изменяет память. Хотела присоединиться, но я на той платформе неуверенно себя чувствую. И, в условиях бешеной занятости на тот момент, просто испугалась, что не справлюсь. Марина умница, читала её материалы в блоге, и мастер-класс тоже внимательно изучила. Марина смогла по крупицам обобщить тот опыт по скрайбингу, который за последние месяцы стихийно появляется в Сети у самых разных людей (она и на мои работы ссылается тоже). И не просто обобщить, а создать логичный мастер-класс.
      Так что, я считаю, что Вам повезло, что Вы у неё учились. Я вот всё больше по вебинарам (ссылки все дала здесь, если ранжировать в порядке более интересных и полезных на мой вкус, то, по фамилиям ведущих это будет выглядеть так: Кемаев-Гевлич-Воробьёв), по публикациям в Сети, а теперь вот и до книжек добралась. Книга, конечно, не о скрайбинге как о таковом, но лично мне она здорово помогла в решении главной, как мне кажется, проблемы: как из вербального образа сделать визуальный. Точнее, показала путь к решению. А дальше уже зависит от того, как часто я буду практиковаться и развивать то, что смогла заложить книга.
      Обязательно буду читать ещё Бла-бла-бла, тоже Дэна Роэма и Искусство визуализации в бизнесе Нейтан Яу.

      Удалить
  4. Мария, здравствуйте. Спасибо за столь подробный отзыв, который будет полезен многим учителям. И не только. :)
    Благодаря Вам купила сегодня две книги: Дэна Роэма "Визуальное мышление" (сложно было найти, разобрали все в книжных) и Алексея Каптерева "Мастерство презентации". И уже начала читать в транспорте. Осталось еще найти книжку, о которой писала Марина Низенькова. ООООчень все это интересно.
    А еще мне показалось, что это похоже на то, что мы делали в группе "Наш ассоциативный словарь" под руководством Захаровой Т.А. Мы придумывали, как при помощи ассоциативных образов помочь ученикам запомнить написание словарных слов. И вот подобрать тот самый образ было сложно. На сегодняшний день работа закончена. И наши словари с дисками и презентациями можно даже купить или бесплатно скачать в Сети творческих учителей. А идея не отпускает.
    Если интересно, поделюсь коротким роликом. Как вам визуальный образ? https://www.youtube.com/watch?v=qFJ6JQI_GRU

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо за ролик! Прелесть, очень понравился! Тут не только визуальный образ, тут комплексная ассоциация...я, когда смотрела, звук не включала (поэтому даже не знаю, есть ли он там), но весь ролик в ушах у меня так и стояло кваканье лягушки.

      В книжных магазинах покупаю очень редко сейчас уже. Пользуюсь "Озоном", а, когда есть возможность, покупаю напрямую с сайтов издательств. И каждый свой пост в этом боге стараюсь сопровождать ссылками: где можно читать онлайн, скачать или купить. А то ведь часто так бывает: книга заинтересовала, хочется её сейчас и сразу. А если так не получается, постепенно либо интерес может пропасть, либо неактуально будет уже, либо вообще из памяти уйдёт.

      Удалить
  5. Мария, кваканье в ролике есть. :)

    Я тоже книжки покупаю в интернет-магазинах. Но вот Дэн Роэм в Лабиринте закончился, поэтому и пошла в книжный. Немного дороже, но зато сколько удовольствия! Еще раз спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, ну, вот видите, я его и с выключенным звуком услышала:)

      Рада, что смогла помочь своим отзывом. Приятного чтения! С удовольствием познакомлюсь с Вашими впечатлениями от этой книги.

      Удалить
  6. Сегодня книга отправилась к ученице 10 класса Василисе Ковалёвой , которая вместе с Евгенией Агафонкиной создали замечательный скрайб-ролик к уроку по теме "Деятельность в социально-гуманитарной сфере".

    ОтветитьУдалить
  7. А я только что приобрела Дын Роэм "Практика визуального мышления".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, вот мне интересно, чем они отличаются? У меня есть ещё "Бла-бла-бла" этого же автора, но никак руки не доходят прочитать (вот собиралась уже, но тут с однокурсницей опять обмен книгами устроили, надо теперь читать то, что взяла на время), сейчас жду "Визуальные заметки" — слежу за продвижением выхода этой книги, вчера прочла опубликованную главу из неё, уже предвкушаю удовольствие от чтения и параллельного рисования. А ещё хочу "Искусство визуализации в бизнесе". Но две последние книги — это не Дэн Роэм, это уже другие авторы. Тем интереснее разные подходы.

      Удалить
  8. Мария, спасибо! Перевариваю :) Отдельное спасибо за Таро Гоми, рекомендовала родителям будущих первоклассников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентина Викторовна, да, "Альбомы" Таро Гоми великолепны. На них маркировка "3+", но моя дочь с удовольствием рисовала в них в 11-летнем возрасте (именно тот альбом, о котором написано в этом посте, пришлось, в конце концов, оставить ей, но затем я не раз покупала эти альбомы на подарки детям-дошкольникам, а дочь заразила альбомами свою подругу-одноклассницу). А вообще у издательства "Манн, Иванов и Фербер" много отличных книг для дошкольников: и на развитие счёта, и на мелкую моторику, и на общекультурные знания. Посмотрите здесь, там есть книги даже для детей от 1 года! У меня теперь вообще вопрос не стоит, что дарить детям дошкольного возраста, даже расстраиваюсь, что не было этих книг, когда росла моя дочь.

      Удалить
  9. Спасибо! Приятно, что отзыв на книгу, написанный год назад, стабильно остаётся в числе самых читаемых.

    По поводу Вашего вопроса. Видео посмотрела. Я не специалист по маркетингу, поэтому, профессионально оценить видео с точки зрения содержания не могу. Но некоторые соображения появились.

    Плюсы.
    1. Докладчик открыт перед аудиторией, у него позитивный настрой.
    2. Видео короткое, его просмотр не отнимает много времени, но при этом оно информативно.
    3. Простой язык изложения, мне было всё понятно. Идеи неплохо запоминаются.
    4. Попытка использовать не только вербальный канал, но и визуальный — работа с маркерной доской.

    Минусы.
    1. Качество видео. Люстра на потолке даёт блики на доску, в итоге даже текст не всегда хорошо видно.
    2. Доска используется слабо. Если она нужна только для того, чтобы показать четыре важных части в сообщении, то эти четыре слова можно написать гораздо крупнее, снабдить их визуальным образом.
    3. Лишние телодвижения у докладчика, когда он нагибается, чтобы убрать листы цветной бумаги, перекрывающие текст — это отвлекает.
    4. Есть над чем работать в технике речи, особенно в начале сообщения.

    ОтветитьУдалить
  10. Оооооо, набрела еще на один Ваш пост о книге про визуализацию. Почему-то пропустила раньше. Положила в закладки. Спасибо, Мария Николаевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, я все свои обзоры книг на эту тему собираю под ярлыком визуализация. Посмотрите, может быть, ещё что-то интересное найдёте. Я, кстати, пытаюсь сейчас читать ещё одну книгу Дэна Роэма "Практика визуального мышления", правда, медленно идёт процесс. Во-первых, потому, что отвлекаюсь. Это не просто книга, это целый обучающий курс. А потому надо просто выбрать время и пройти его полностью, тогда будет эффективно. Во-вторых, потому, что книга электронная (скачала её во время одной из многочисленных акций, которые периодически проводит издательство) - не люблю читать в электронке, предпочитаю бумажные книги.

      А книга "Визуальное мышление" была первой книгой по визуализации, которую я прочитала. Главное, что смогла сделать эта книга: посеять во мне сомнение. Мне всегда казалось, что такой способ работы с информацией - не для меня. Сейчас, благодаря Вашему комментарию, перечитала этот свой пост уже с улыбкой: такой путь я уже прошла после этой книги.

      Удалить