Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

четверг, 26 сентября 2013 г.

Элис Броуч. Шедевр

Эта неделя у меня проходит под знаком детской литературы и издательства "Розовый жираф" (пока не работает сайт издательства, нашла блог в ЖЖ, сижу изучаю): так получилось, что закончив читать одну детскую книгу, сразу взялась за другую. Весёлое настроение, с которым моя 11-летняя дочь +Diana Sonina, тоже участница проекта, читала "Шедевр", передалось и мне (к тому же, дочь настойчиво уговаривала меня прочитать), а аннотация к книге показалась забавной, поэтому я решила: ну, и пусть! Как там у Ж.-Ж. Руссо: "назад к природе", а у меня пусть будет "назад в детство". Итак, представляю вам книгу, в которой чудесным образом переплелись: история о дружбе мальчика и жука; быт и бытовые отношения двух семей:  человеческой  с двумя детьми от разных браков и мамой, озабоченной социальным престижем больше, чем душевным комфортом, и семьи жуков, живущих в квартире людей — очень дружные жучки, нежно заботящиеся и искренне переживающие друг за друга; детектив с похищением произведений искусства — тщательно спланированным, но прошедшим по изменённому сценарию... 
Очень рада, что прочитала эту книгу. Отличное произведение, которое можно читать и детям (лет с 7—8, думаю, можно уже читать) и их родителям. А потом всем вместе обсуждать: кого мы можем назвать своим другом? Что значит дружить? От чего зависит теплота отношений в семье? Когда можно и нужно идти на риск? Можно ли оправдать ложь и в каких случаях? Список можно продолжать дальше.

Книга очень добрая, читается легко и приятно. Постоянно ловила себя на том, что читаю с улыбкой на лице: радуюсь, умиляюсь, восхищаюсь. Очень позитивные впечатления. Понравились иллюстрации Келли Мерфи: одного взгляда только на обложку достаточно, чтобы рот начал непроизвольно расплываться в улыбке.

А ещё мне очень нравятся книги, в которых детей через незамысловатые сюжеты ненавязчиво приобщают к произведениям мировой культуры. В "Шедевре" жук Марвин мастерски копирует стиль Альбрехта Дюрера, макая лапки в чернила и рисуя ими на бумаге. И, хотя не все факты, связанные с художником, переданы достоверно (опять же, повод поговорить с ребёнком о том, что художественное произведение предполагает авторский вымысел), в конце книги содержится небольшой справочный материал, который расставляет всё на свои места. Причём, стилистика справочных статей аналогична стилистике самого произведения. Не назидательно-поучающе, а так же легко и непринуждённо, как и вся книга. Вспомните: всегда ли вы в детстве читали предисловия или послесловия? А здесь сложно проигнорировать этот текст.

В связи со счастливой развязкой (а как же иначе, книга-то детская!) вспомнилась одна из любимых цитат из "Властелина колец": "Слабые не раз преображали мир, мужественно и честно выполняя свой долг, когда у сильных не хватало сил". То есть, пока читала книгу, не раз ловила себя на мысли, что воспринимаю Марвина не как жука, а как образ "маленького человека" в литературе, да и вообще в жизни (глупо, да?). Появлялись мысли о том, что мы нередко пренебрегаем какими-то людьми, отношениями, считая их незначительными, но именно такие люди и отношения могут сыграть важную роль в нашей жизни, если мы дадим им шанс.

Сегодня на уроке в одном из пятых классов (да, да, в этом году я, после 18-летнего перерыва, учу пятиклашек), при проверке домашнего задания в тетради на печатной основе, зашла речь о том, что человек как существо не только биологическое, но и социальное, создаёт произведения искусства, а вот животные на это не способны. А поскольку книга, которую я читаю на текущей неделе, всегда лежит у меня на учительском столе, тут-то я эту книгу достала и рассказала про рисующего жука. У детей заблестели глаза, видела, как некоторые начали записывать автора и название, а одна девочка после урока подошла и спросила, есть ли эта книга в библиотеке. Вот теперь думаю: может, отпустить книгу в свободное плавание? Пусть читают?

Купить в Лабиринте >>>
Купить в Озоне >>>
На данный момент книга в этих магазинах отсутствует.
Читать онлайн бесплатно без регистрации (внизу будет реклама) >>>

10 комментариев:

  1. Конечно, в свободное плавание! Пусть не поверят нам читатели, но для некоторых детей книга, побывавшая в руках учителя, до сих пор является чем-то необыкновенным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. для некоторых детей книга, побывавшая в руках учителя, до сих пор является чем-то необыкновенным
      +++Вот и я про это же подумала: они даже смотрели на эту книгу с трепетом (и на меня тоже, когда я про неё рассказывала, на лицах читалось: "Надо же! Эта строгая учительница читает детские книжки!"

      Удалить
  2. Мария, спасибо за ссылку на онлайн чтение. Хотела закладку сделать, но не удержалась и начала читать. Порекомендую своим шестиклассникам - интересно будет обменяться впечатлениями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, я вот тут подумала, что читает моя дочь-шестиклассница. После "Острова сокровищ" и "Джен Эйр" прочитала "Шедевр". Такие разные книги! После классики такое вот практически "массовое" чтение (хотя, читая книги "Розового жирафа", я в очередной раз убедилась, что и в массовой литературе есть свои жемчужины). А потом посмотрела на себя (кулинарная книга—классика—современная проза—профессиональная литература—детские книги) и смешно стало: это и здорово, когда читаешь разные книги, получаешь разные впечатления и разный опыт. Это и для взрослого хорошо, а для ребёнка тем более. А "Шедевр" в этом плане хорош тем, что, с одной стороны, можно посмотреть на мир глазами ребёнка, а с другой — увидеть то, на что ребёнок не обращает внимания и затем обсудить с ним (я постоянно ловила себя на мысли о том, что думала: а вот как воспринимала тот или иной фрагмент книги моя дочь?).

      Удалить
  3. Мария, Ваши отзывы великолепны! Интересно читать, мысленно вступать в диалог с Вами. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо! Рада, что Вам нравится. Оказалось, что писать отзывы не так-то просто. Что прочитать и поделиться прочитанным с другими — это разные вещи. Замечаю, что даже читать немного по-другому стала. Параллельно думая: как поделиться своими эмоциями с другими? Как передать им те чувства, которые испытываю я?
      Но сама получаю удовольствие и от чтения, и от того, что стала писать об этом. Так получается, что прочитанная книга не ушла куда-то (что-то оставило более яркие впечатления, что-то незаметным осталось), а оставила цифровой след. Теперь я и сама могу возвращаться к своим отзывам, вновь и вновь переживая прочитанное. А когда они помогают другим, то радость вдвойне.

      Вы же читали эту книгу? Очень интересно Ваше мнение. Прочитала в комментариях у дочки, что для Вас она стала поводом ближе познакомиться с творчеством А. Дюрера. Я вот думаю: а скольких людей это может зацепить? И от чего это зависит? Вот у меня не возникло такого желания. Было лишь удивление и интерес: надо же, какого художника выбрали для завязки произведения! Понятно, почему: надо же было подобрать такие работы, про которые можно было правдоподобно написать, что жучок рисовал, но только ли в этом дело? Поэтому меня заинтересовала сама автор, с удовольствием прочитала бы и другие её книги.

      Удалить
  4. Спасибо, Мария! Так здорово, когда во взрослом человеке есть кусочек детства! Так мило и трогательно описали Вы свои впечатления о книге! Надо тоже почитать с детьми. И как здорово, что ваши ученики заинтересовались этой книгой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Flittermouse, Алина, спасибо! Книга удивительно добрая и тёплая. Там даже вора, укравшего картину Дюрера из музея, пытаются понять и простить. Люблю, когда автор пытается показать удивительное в повседневном. Без воинствующего максимализма.
      Книгу отдала читать сегодня, посмотрим, как процесс пойдёт:)

      Удалить
  5. Почему-то с трудом воспринимаю современных детских писателей. Иной раз специально в библиотеке даже беру книгу. Начинаю читать...Нет, не могу. Но вот Ваш отзыв, Мария, прям "зацепил"! Или вы так профессионально представили книгу....Или она, действительно, хороша:) В любом случае, Вам спасибо - взяла книгу на заметку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, а Вы знаете, я Вас отлично понимаю! Мне тоже казалось, что современная детская литература если не умерла, то что-то около... При этом, не всегда подросткам интересны те книги, которые мы читали в детстве (пишу, а в этот момент моя одиннадцатилетка, удобно расположившись на диване, с упоением читает "Всадника без головы"), и порой не знаешь, ну как залезть к ним в голову, как и чем их можно зацепить. Так я считала, пока не узнала об издательстве "Розовый жираф". жаль, конечно, что там больше для дошкольников и детей младшего школьного возраста, но мы пока не всё прочитали, что дочери по возрасту, а потому не сильно этот факт расстраивает. Но ни одна из прочитанных книг дочь не разочаровала. Я сама не смогла читать только про Стеллу (коробит меня язык художественного произведения с жаргонными словечками, хоть и детскими, но при этом я не могу не восхищаться замыслом автора этого "книжного сериала"), остальное читаю тоже, потом обмениваемся с дочерью впечатлениями (сегодня вот в маршрутке по дороге домой с таким увлечением обсуждали "Шедевр"...а очередной раз поняла, что мы порой недооцениваем наших детей: то, что мне казалось недоступным пониманию ребёнка, она прекрасно из книги выцепила и поняла).

      Удалить