Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

суббота, 12 октября 2013 г.

О "Буре" Шекспира, моей дочери и моей племяннице...

Сегодня замечательный день случился.  Такие события оставляют след в душе надолго, как бы банально это ни звучало. Радуюсь им и как мать, и как тётя, и как один из организаторов проекта. А, как человек совершенно сетевой, не могу не поделиться своей радостью с другими. 
Началось всё неделю назад, когда моя 11-летняя дочь +Diana Sonina дочитала книгу Гэри Шмидта "Битвы по средам". Как это у неё уже не раз  было в проекте, сработал эффект "цепляющего чтения". Главный герой книги по сюжету читал произведения Шекспира, а потому дочь заявила, что дальше она хочет читать Шекспира, и не просто, к примеру, "Ромео и Джульетту", а именно "Бурю" (которую в книге и читал главный герой). 
При этом с экрана читать она отказывалась, требовалась традиционная бумажная "версия". И точка. Озадаченная мама кинулась сначала в школьную библиотеку, потом — к школьным учителям литературы, и, наконец, в книжные магазины. Безрезультатно. Несмотря на устроенную мной "бурю" (видано ли: 11-летний ребёнок захотел прочитать Шекспира! Сам!), "Бури" нигде не было. 
Дочь загрустила, ходила всю неделю вокруг да около книжных полок, не решаясь начать какую-то книгу. Я тихо злилась, думая, что запал еженедельного чтения у неё начал пропадать. Как же мало мы знаем о собственных детях!
Сегодня, в гостях у +Татьяна Просвирнина, дочь нашла  и "Бурю", и "Много шума из ничего", о которой тоже шла речь в прочитанной книге современного автора. Выпросив у хозяйки дома оба томика Шекспира, Диана привезла их домой и сразу же принялась читать. Если честно, я думала, что хватит её ненадолго (понимая, что драматургию читать вообще непросто, а тут 11-летний ребёнок и Шекспир!), но не тут-то было. Прочитав несколько страниц, Диана попросила у меня лист бумаги и ручку — записывать понравившиеся цитаты. Примерно так.
И таких листочков она исписала не один, и не два. И, Вы думаете, она делала это молча? Как бы ни так! Время близится к полночи, а она выразительно читает вслух отрывки из "Бури", восклицая и восторгаясь. Говорила, что ничего более красивого ранее не читала. Какие-то фрагменты читала вслух по несколько раз, выразительно, нараспев, решив обязательно выучить и прочитать в школе наизусть. 
Пожалела, что не сфотографировала её (не умею и не люблю фотографировать в принципе). Но надо было видеть мою счастливую дочь: забравшуюся поуютнее на диван, с толстым томиком Шекспира в руках, с разбросанными по дивану тетрадными листочками с записями, с раскрасневшимися щеками и одухотворённым лицом... И с постоянными восторгами: "Как красиво он пишет!" А ещё меня поразило, как лихо она проводила параллели между отдельными фразами Шекспира и их использованием в современной жизни!
Прочитав пятьдесят страниц и устав, вероятно, не столько от позднего времени и нарушенного режима, сколько от избытка чувств и впечатлений, дочь отправилась спать. 

Ну, теперь вы понимаете, как я счастлива сегодня? Моя дочь не просто читает Шекспира, но и восхищается Шекспиром!

И это ещё не все радостные события субботы! В проект включилась моя 10-летняя племянница +Anya Sonina! Её мама, моя сестра, +Светлана Сонина, вдохновившись нашим семейным примером, решили тоже читать вместе! Поэтому, один из лозунгов проекта "Читай с семьёй!" не просто работает, а вдохновляет на семейное чтение даже в том случае, когда члены семьи живут в разных городах! Вот они — двоюродные сестрёнки, нечасто можно поймать их вместе. 
Очень надеюсь, что удастся при случае сделать их совместное читающее фото. Люблю, когда дети читают. И не только Шекспира...

16 комментариев:

  1. Маша, про календарь помнишь? Непременно раскрась этот день радужно. Потому что он твой.

    «Цепляющее» чтение — это ведь не только про книгу из книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Раскрашу обязательно (эх, к моему стыду, до сих пор у меня отношения с Google-календарём не складываются никак).

      "Цепляющее чтение" — это когда одну книгу читаю, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится :)))

      Удалить
  2. Мария, какая же ваша дочка умница. И отзывы у неё всегда очень обстоятельные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, я сама поражаюсь, как проект повлиял на её чтение. И понимаю, что вот, уже ради этого стоило всё это дело затевать... Говорят, что дети сейчас не читают. Возможно, их просто не ставят в такие условия, при которых они будут читать обязательно? Я вот сама "Бурю" не читала... Дочь сказала: "Ужас!" А сама встала — и за книжку. Нет, не так: мы обе встали — и за книжки! Думаю, что если дети видят родителей с книгами, они не смогут не читать.

      А ещё я подумала о классике. О том, что она всегда актуальна. И, можно сколько угодно говорить о том, что прошлое воспринимается современными подростками как история, тогда как сами они устремлены в будущее... Они и в прошлом могу черпать материал (не нравится слово, задумалась на несколько минут, но ничего другого не смогла подобрать), который их вдохновляет.

      Удалить
  3. Да, и я тоже надеюсь, что мы сделаем совместное фото наших читающих красавиц!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, как там у вас процесс идёт? С книгой определились?

      Удалить
    2. https://plus.google.com/u/0/communities/102040785352266018106/stream/1ae47369-aa26-40d9-9c8b-f465c046102a - оставила в сообществе запись.

      Удалить
  4. А вот и отзыв о прочитанной пьесе — не менее эмоциональный, чем мой вчерашний пост:) Ну, "Буря", да и только...

    ОтветитьУдалить
  5. Да-да, Мария! Лучший пример для детей - это читающие родители. Всегда, когда ко мне обращаются родители за советом, как заставить (нет полужирной кнопочки, именно это слово они употребляют) ребенка читать. Прежде всего я задаю вопрос: "А какую последнюю книгу Вы прочитали?" И сразу слышу отговорки, что некогда, что устаю, что нет интересной литературы и пр. Чаще всего такие родители не слышат советов, так как они хотят заставить ребенка, а не побудить, не развить, не сформировать привычку к чтению, к анализу прочитанного. Но я знаю примеры, что нечитающие регулярно родители, так увлекались "Гарри Поттером", что вместе с детьми читали романы Джоан Роулинг.
    С этой точки зрения очень ценен наш проект. В нем читают взрослые вместе с детьми, демонстрируя заразительный пример обдуманного чтения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, меня бесконечно порадовало, что Вы сказали «НАШ проект». Сразу тепло на сердце стало. Спасибо, что Вы именно так всё видите.

      Удалить
    2. Марина, полужирный текст можно сделать через соответствующий тег (я не знаю, как написать его в комментариях, чтобы он отобразился, а не превратил текст в полужирный, но Вы можете просто набрать в поисковике тег полужирный; blogger поддерживает в комментариях полужирный, курсив, зачёркнутый, активная ссылка, может, что-то ещё, я не знаю), я ведь постоянно выделяю в комментариях.

      А проект наш, да, очень ценен оказался. Даже только на примере своей семьи я вижу (сестра только что написала, что племянница — а она слабо читающая барышня — за день прочитала треть первой книги о Гарри Поттере, не может оторваться, я рада чуть ли не до слёз), как он меняет нас. А таких семей в проекте — много. А сколько ещё "сочувствующих"?

      А ведь идёт только второй месяц...

      Удалить
    3. Лена, да, он наш, "всехний", общий! Наблюдая за чтением друг друга, мы учимся друг у друга... А сколько новых идей попутно появляется!

      Удалить
  6. Как же здорово, Мария, что Ваша дочка так увлеклась чтением благодаря проекту! Мы в семье читаем постоянно, в проект я "притащила" своего почти 13-летнего сына, который, к моему стыду, совершенно не любит читать. Я все жду, когда же появится этот толчок, этот волшебный момент, когда его "захватит". Что-то никак... Даже Жюля Верна читает со скрипом. Пока приходится заставлять и напоминать, за эту неделю книгу не осилил...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, а у моей дочери отношения с чтением — это сплошные толчки. Она начала читать неприлично рано (не было цели научить ребёнка читать, но была цель помочь с развитием речи, и вот в какой-то момент чтение явилось "побочным продуктом"), но т. к. в столь юном возрасте чтение никак не может быть ведущим видом деятельности, в какой-то момент она категорически восстала против наших занятий и никак не проявляла интерес к чтению несколько лет. У меня хватило мудрости оставить ребёнка в покое.

      Когда она впервые одна попала в больницу в возрасте 5,5 лет, то попросила принести ей книжку почитать. Я была удивлена, но книжку принесла. Она взяла и сразу начала читать. очень быстро и уверенно. Я была потрясена: навык, сформированный в нежном возрасте, никуда не делся. В школу она пошла (в 6 лет и 5 месяцев), прочитав, к примеру, повести про Алису Кира Булычёва.

      А потом опять читала урывками. Посадить было трудно неимоверно, но и оторвать от книжки — тоже. Так и читала, пока этим летом на отдыхе не скачала на планшет Гарри Поттера. Весь отпуск читала прямо на пляже, спрятавшись от солнца под полотенце. И вот здесь всё так совпало. С одной стороны, возникла привычка читать немаленькие книги и делать это постоянно: одну за другой. А с другой стороны тут и проект подоспел. Её, кстати, никто туда не тянул, это полностью её и только её решение. Она и книги для чтения сама выбирает, и отзывы сама пишет.

      Удалить
  7. Эх, и я вам завидую...по хорошему!
    Я своего сынуля за прошлую зиму-весну вроде приучила к регулярному чтению, но по нужде. Было свободное время в метро, пока ехал на тренировку и обратно, - вот и подсовывала постоянно что-нибудь. Втянулся. Пусть недолго, по полчаса всего лишь, но читал. Потом, после Хоббита даже прорыв был - сам попросил купить ему "Властелина колец". И за месяц, читая перед сном, осилил первые 2 книги (около 600стр.) А потом... Лето - каникулы - безделье... Теперь туго книжки идут.
    Но "Шедевр" таки начали :)))
    А вот младшая - только слушать готова, чтение учебников - с головой хватает. Печально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Irina, я сама себе порой завидую. Когда смотрю на читающую дочь. Она ведь, если читает, то всё! Все в это время по квартире исключительно на цыпочках передвигаются, телевизор выключен, никакой музыки... Вся во власти чтения. И такое у нее одухотворённое лицо при этом! Наблюдаю со стороны, и на меня прилив нежности накатывает и с головой укрывает. Физически это ощущаю. Вот...

      Удалить