Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

четверг, 14 ноября 2013 г.

Гэри Шмидт. Битвы по средам

Всё началось вот с этого сообщения:
Конечно, два дня чтения для меня в последнее время — несбыточная мечта (я и думать забыла уже о том, что бывают выходные дни), но вот про "давно отложенные книги" сильно понравилось. Вот и взялась я в воскресенье в перерывах между огромным валом срочной работы читать книгу, которую начинала читать ещё летом, но как-то не сложилось — повесть Гарри Шмидта "Битвы по средам".

Особый интерес к этой книге вызван несколькими причинами. Во-первых, тем, что моя 11-летняя дочь +Diana Sonina, прочитав её, вдруг увлеклась Шекспиром, буквально проглотив три его пьесы подряд.  О том, как это происходило, я уже здесь писала. Во-вторых, мне вообще нравится читать те же книги, что читает моя дочь и потом сравнивать свои впечатления, вместе обсуждать прочитанное, радоваться, когда наши ощущения совпадают. А, в-третьих (и я об этом уже писала раньше), мне просто нравится то, что делает издательство "Розовый жираф": пока ни одна из книг не разочаровала. Очень-очень рекомендую читать книги РЖ и детям, и взрослым.

Теперь о самой книге. Начав читать сначала (уже подзабыла, если честно, о чём читала летом), недоумевала: как я могла бросить чтение этой книги? Или я устала от профессиональной литературы, или от работы, но книга просто спасла меня. Она такая светлая, добрая, душевная! Начиная примерно с середины и до самого конца у меня глаза постоянно были на мокром месте — ну, я барышня сентиментальная. Правда, вот тут меня дочь совсем не поняла: "Мам, а что плакать: в книге-то всё хорошо кончается!". А я и не плакала...просто временами так пронзительно что-то влетало в сознание и разрывало чувства...Всхлипну и дальше читаю...

Что является достоинствами книги для меня лично?
1. Одним из ярких воспоминаний периода учёбы на историческом факультете,  является встреча в студенческом общежитии за самоваром (обязательное условие!) на тему: "Судьба семьи в судьбе страны" (как одно из занятий по курсу "История Урала в ХХ веке"). Так и в книге. Судьба семьи Холлинга Вудвуда, мальчика-семиклассника, не может существовать в отрыве от судьбы страны. Война во Вьетнаме, которую ведут американцы, оказывает влияние на формирование мировоззрения старшей сестры Холлинга — Хизер. Политическая обстановка в стране ссорит между собой членов семьи и влияет на отношение в школе к вьетнамской девочке. В общем, повседневность в контексте влияния событий в стране и в мире.

2. Мне порой забавно читать/слушать отзывы на книги своей дочери ("И почему Анна Каренина под поезд бросилась? У неё же были такие красивые платья!"), временами кажется, что она не видит истинного смысла произведений. А, прочитав книгу, я увидела: это возраст! Холлинг именно так оценивает прочитанное: очень предметно и прямо. Зато искренне и непосредственно. А миссис Бейкер, его учительница, помогает Холлингу в поиске и понимания смыслов, в преломлении ситуаций, описанных в книге, на современность. Поэтому в очередной раз убедилась: не надо оставлять детей, даже хорошо читающих, один на один с книгой. Надо читать вместе с ними не только в нежном возрасте, надо разговаривать о прочитанном, делиться своими эмоциями, переживаниями. Вот, возможно, странной покажется ассоциация, но я подумала о важности уроков литературы в школе. А также роли учителя литературы в формировании мировоззрения ребёнка.

3. В продолжении к пункту 2. Почему учителя? А как же родители? Холлинг живёт во внешне благополучной семье. Его отец — известный в городе архитектор, обладатель звания "Бизнесмен года". Но с первых страниц книги в очередной раз понимаешь, что "благополучная семья" и "благополучие в семье" — это не синонимы. Что в такой непростой период становления личности подростка, ни отец, ни мать не оказывают ему поддержку. Можно вздохнуть на тему, как это знакомо, работа нередко отрывает у нас время от семьи. Но в книге всё гораздо трагичнее. До слёз было жалко Холлинга, когда родители не просто не были в курсе его каких-то дел, но и игнорировали важные события в его жизни. Когда он черпал поддержку от одноклассников, от миссис Бейкер (не переставая считать при этом, что она его ненавидит), но не от самых близких ему людей. И даже финал книги для меня особых надежд не оставляет: да, потеплели отношения с сестрой, они стали лучше понимать друг друга. Но безучастность родителей просто возмущает. А потому, как мне показалось, автор словно кричит: не забывайте о своих близких. Им нужна ваша поддержка хотя бы в самые важные для них дни. Не стесняйтесь демонстрировать им свою любовь и понимание.

4. Книга очень полезна для родителей, имеющих детей возраста главного героя. И совсем неважно, что время сейчас другое. Но проблемы, волнующие подростков, мало изменились. А потому, книга помогает лучше понимать своего ребёнка. Правда-правда. Читая о каких-то ситуациях, в которые попадает главный герой, невольно проецируешь их на своего ребёнка и, если даже раньше они казались тебе пустячными и не требующими внимания, начинаешь понимать, что это совсем не так.

5. Очень люблю книги, которые через простые и понятные современным подросткам вещи, приобщают их к произведениям мировой культуры. Таким мне показался и прочитанный ранее "Шедевр", и "Битвы по средам". Я теперь поняла, почему дочь с таким восторгом сама начала читать Шекспира. Читая Шекспира, она, с одной стороны, сравнивала ощущения Холлинга со своими, а с другой, пыталась сделать то же, что делал он — увидеть актуальность написанного великим драматургом в условиях современности. Да, кстати, мне тоже захотелось почитать Шекспира. Последний раз я читала его лет в 15. А сейчас, может, тоже почитаю. А то как же мне разговаривать с дочерью о его "Буре", если я её никогда не читала?

И да, если у вас есть хотя бы не два, а один свободный выходной, вы легко прочтёте эту книгу за несколько часов. К сожалению, у меня так не получилось. Читала кусочками, дочитала вчера вечером... А с утра скачала музыкальную игру по этой книге, ссылку на которую моей дочери дала +Елена Квашнина. Открыла архив, посмотрела презентацию: вот это да! С такой стороны я эту книгу не видела! Очень-очень интересно. Сейчас смотрю материалы литературной викторины, ссылка на которую тоже дана в работе Елены. Спасибо! 

А вот и сама презентация-викторина. Автор: Елена Сергеевна Квашнина, директор МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя". Прочитайте книгу и проверьте себя.

Методические материалы к викторине.


Купить в Озоне >>>
Купить в Лабиринте >>>
Читать онлайн >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

8 комментариев:

  1. После вашего отзыва сразу захотела прочитать! Как бы втиснуть эту книгу в свой виртуальный список "прочитать!"
    И, конечно, хочу читать вместе с сыном. Тем более, что после слов "Надо читать вместе с ними не только в нежном возрасте, надо разговаривать о прочитанном, делиться своими эмоциями, переживаниями."
    В последнее время убедилась, что совместное чтение - это уникальный повод пообщаться с собственным ребенком. Причем не просто о повседневных делах, а о более значимых вещах, которые, как не крути, и составляют наш мир.
    Мы с сыном сейчас читаем (вместе!) трилогию М.Чудаковой - "Дела и ужасы Жени Осинкиной". (да-да, той самой Чудаковой, про которую уже неоднократно в сообществе говорили). Я все никак не определюсь, писать об этой книжке отзыв или нет... Она вне моего собственного "плана". Но то, что эту книгу читать нужно вместе, этот не подлежит сомнению! Иначе бОльшую часть ребенок просто упустит. Мы отчасти поэтому так долго читаем, что больше разговариваем :))
    Еще раз СПАСИБО за отзыв!
    "Битвы по средам" никуда теперь от меня не скроются :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. совместное чтение - это уникальный повод пообщаться с собственным ребенком. Причем не просто о повседневных делах, а о более значимых вещах, которые, как не крути, и составляют наш мир.
      +++Да! Именно так! Я получаю мощный заряд позитива от такого общения! Когда ребёнок начинает раскрываться с совершенно другой стороны. Когда совместное чтение — это повод уделить друг другу немного больше времени, чем обычно.

      Мы с сыном сейчас читаем (вместе!) трилогию М.Чудаковой - "Дела и ужасы Жени Осинкиной". (да-да, той самой Чудаковой, про которую уже неоднократно в сообществе говорили). Я все никак не определюсь, писать об этой книжке отзыв или нет...
      +++Обязательно писать! Тоже смотрю на Чудакову: о ней многие говорят, а я ещё ничего не читала.

      Я вот в конце этой — начале следующей недели должна получить ещё две книги РЖ, почитаем! А то я перечитала уже всё, что есть дома этого издательства, а дочь не читала только "Привет, давай поговорим": каждую неделю собирается, но в итоге берёт другую книгу.

      Удалить
  2. Мария, спасибо за знакомство с книгой - я с ней не знакома, но прочесть захотелось.
    Очень понравилась Ваша мысль о нужности литературы в школе. По-моему, сейчас какие-то изменения уже намечаются в этом деле; товарищи сверху, по крайней мере, вдруг об этом заговорили:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я в последнее время очень боюсь, когда "товарищи сверху" начинают говорить. Потому как, выбирая между вам помочь, или не мешать, выберу второе. А то у нас часто выходит так, что хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Они вон идею единого учебника вынашивают: как по истории, так и по литературе...А тут не учебник, а личность важна. Миссис Бейкер, учитель литературы Холлинга, как оказалось по ходу книги, была серебряным призёром олимпиады в эстафете (бежав на последнем этапе, вывела американскую команду на призовое место, чуть не дотянув по победы). Литература — такой тонкий предмет. Не столько знания, сколько душа человека формируется, его внутренний мир.

      Удалить
  3. Мария, такой пронзительный отзыв, что хочется скорее бежать за книгой. Прочитать, прочувствовать и пережить все, о чем вы написали. Хочется самой не упустить момент, и пожелать всем родителям (2,3,4)!!!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Александровна, спасибо за пронзительный — очень точно, именно так чувствовала, когда читала. Автор сумел заставить читателя сопереживать главному герою, полюбить его с первых страниц. В началке, думаю, рановато будет читать, хотя дети ведь тоже разные бывают. А если читать вместе с родителями — тем более.

      Удалить
  4. "Вспоминая учёбу на историческом факультете, на ум всегда приходит встреча..."
    Ну как же так? :-( Это встреча, которая приходит на ум, вспоминает учёбу на историческом факультете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, я не совсем поняла, в чём, собственно, проблема (когда я вспоминаю учёбу на истфаке, то, среди множества ярких событий, вспоминаю и встречу), но речевую формулировку изменила. Так стало лучше?

      Удалить