Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

понедельник, 18 ноября 2013 г.

Читатель и писатель: давайте жить дружно?

Я долго думала, стоит ли писать этот пост. Всё же несколько дней прошло, а в Сети важна оперативность. События утряслись, люди успокоились. Так стоит ли ворошить? Но, как там в песне:
Тихо в лесу,
Только не спит барсук...
Вот этот барсук — это я и есть. Нет мне ни сна, ни покоя. Ни в выходные, ни накануне начала рабочей недели. Как прочитала обсуждение в сообществе, так всё думаю-думаю. А потому, я решила, что лучше буду жалеть о сделанном, чем о не сделанном. Ну, не могу я промолчать. Не могу, и всё тут. А потому пишу.

Итак, ситуация. Участница проекта +Алина Либерман, прочитав очередную книгу, написала свой отзыв на неё. Можно сколько угодно искать (и находить) в её отзыве речевыесмысловые—орфографические ошибки — пусть упражняются те, кому это интересно. Мне интересно другое. Человек прочитал книгу. Человек захотел поделиться своим мнением о книге с другими людьми. Совершенно искренне и бескорыстно. В конце концов, Алина — не литературный критик, и ни в коем случае не претендует на эту роль. Она счастливая жена и мама двух очаровательных ребятишек, умница-рукодельница.

А дальше начинается самое интересное. И, как в страшной сказке, чем дальше в лес, тем страшнее. Отзыв Алины каким-то образом попадает на глаза автору. О чём автор тут же сообщает в своём ЖЖ. И начинает со товарищи резвиться в комментариях. 

Прочитала всё. Есть мнение. Хочу поделиться.

1. Назвался груздем — полезай в кузов. Назвался писателем — сознательно поставил себя в ситуацию оценивания. А потому будь готов к тому, что для всех хорош не будешь. 

2. С другой стороны, вышел в Сеть — открылся. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся". Написал что-то в Сети, помни — это пространство не только безразмерное, но и предельно открытое. А, следовательно, в ситуации оценивания не только писатель, но и читатель, который решил написать отзыв.

3.  Считаю, что любой отзыв на книгу: позитивный, или негативный — это пиар автора. Самые бурные дискуссии в моём блоге порождены книгами, о которых у меня сложилось...ммммм...неоднозначное мнение. Пишу: "Не нравится!", а мне в ответ: "А я всё равно прочитаю и составлю своё мнение!" Поэтому автор должен быть благодарен читателю за продвижение его произведения. Я вот не представляю Дину Рубину или  Дуга Лемова, которые, прочитав мои отзывы, будут носиться за мной с криками: "Уничтожу!" и приглашать своих друзей-коллег покричать то же самое.

4. В ЖЖ есть комментарий о том, что прочитав отзыв Алины, её читатели бросятся знакомиться с творчеством писательницы, чтобы составить своё впечатление. В другой ситуации, возможно, я бы так и сделала. Но не в этой. Как там имя писательницы? Не, не слышала. Ах, фильм будут снимать? Не смотрела. Да и вообще, не считаю это показателем (у меня плохо с авторитетами). Книги должны передавать какие-то ценности. Но совсем не те, на которых построено обсуждение в ЖЖ автора. А потому не буду ни читать, ни смотреть. Даже из любопытства. Которого, кстати, и нет совсем.

5. В этой ситуации Алина повела себя достойно. А вот госпожа писательница, даже отвечая на комментарий Алины в своём ЖЖ, показала, что находится в состоянии аномии. Оказывается, это было не хамство, а сарказм! Осталось дописать только, что дружеский и от большой любви. 

Мы вот, живя в суровом Челябинске, пишем, как умеем. То есть, сурово.
Спасибо +Denis Lebedev+Irina Golubeva+Елена Воронина+Ксения Титова за неравнодушие.  

20 комментариев:

  1. Всё-таки написала... Ну что же, лучше сделать и жалеть, чем не сделать ничего. Мне в этой ситуации тревожно только за Алину. Вдруг снова разбередим душу человеку?

    Твоя позиция понятна. Молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, Алина, написав комментарий в ЖЖ писательницы, уже показала, что она сильнее, чем кажется. И потом, мы в ответе за тех, кого приручили.

      Удалить
    2. Елена, и Вам спасибо! Не нужно тревожиться: я действительно чувствую себя спокойно. Как ни крути, а благодаря комментариям друзей писательницы я себя проверила (хоть и поздно), в противном случае ошибки так и остались бы сиять в моем сообщении. А люди, чьё мнение мне действительно важно, читая этот пост дивились бы написанному.

      Удалить
    3. Flittermouse, Алина, так дело не в ошибках даже. На мой взгляд, уже сам факт того, что прочитав книгу, читатель захотел поделиться своими мыслями, впечатлениями, эмоциями от прочитанного - уже хорошо. Каково качество написанного - это уже другой вопрос. Даже те, кто пишет плохо, делая это постоянно, могут научиться писать лучше.

      И с иронией здесь надо было относиться не к читателю, а к себе. Обо мне говорят? Значит, я популярна! Банально, но факт.

      Удалить
    4. Мария, не поспоришь!
      Но ведь для меня самой эти ошибки стали даже бОльшим потрясением, так как я всегда следила за собой, да и не испытывала особых трудностей в этом смысле. Даже в скайпе, переписываясь с самыми близкими людьми, я сразу редактирую сообщение, если нахожу в нём ошибки/опечатки. И сама всегда вижу чужие ошибки. А здесь так засветилась. В любом случае, для меня это опыт. А вы совершенно правы в том, что "Написал что-то в Сети, помни — это пространство не только безразмерное, но и предельно открытое". Спасибо за Ваше мнение и поддержку! И всем, кто поддержал тему - спасибо. Елене - спасибо за переживания!

      Удалить
    5. Алина, я же говорю о том, что Вы себя достойно повели в этой ситуации. Вот и выводы правильные сделали. Это действительно опыт. Как только текст из-под нашего пера "ушёл" в Сеть, он начинает жить своей жизнью. Но вот только понимать это должны все. Как Вам там писательница ответила: "Это Интернет, Алина". Вот эти же слова я бы и ей тоже адресовала. Они использовали свою свободу слова, Вы - свою.

      Удалить
  2. Прочитала и мнение читательницы и отзывы писательницы... Я тоже считаю, что всем художественное произведение нравится не может, да и не должно. Странно, что об этом не знает писательница. По моему мнению. отзыв читательницы - вполне приличен и корректен, она высказала своё мнение, а почему нет??? А вот прочитав ...э-э-э-... мнение писательницы, я поразилась: вот это такие у нас сейчас писатели? Детские писатели? Конечно, в отсутствии интернета и жёлтой прессы мы не знали, какими были другие детские писатели, на книгах которых мы выросли, но не довелось видеть такого неуважения к читателю, озвученное лично писателем. И ещё, говорят : "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты..." Друзья оказались достойными писательницы. Остаётся ей посочувствовать - такое злобное окружение... неудивительно, что она так несчастна и так бросается на молодую читательницу, которая просто поделилась своими мыслями о книге. Давайте пожелаем уважаемой писательнице доброго окружения и хороших друзей, которые скажут ей: "Ты посмотри, тебя читают, к твоим произведениям неравнодушны, о них пишут отзывы, пусть пока и не профессиональные критики, ...". Только где их взять, таких друзей?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо. Вот это-то больше всего и задевает — агрессивное неуважение. И абсурдность самой ситуации, когда писатель троллит читателя.

      Только где их взять, таких друзей?
      +++Мишура одна.

      Удалить
  3. Мария, спасибо =) Вам совершенно не за что передо мной извиняться =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Flittermouse, Алина, просто Елена Воронина очень за Вас беспокоилась: как Вы всё это пережили.

      Удалить
  4. А вот я так и не решился выразить свои мысли вслух. Ну и ладно! Некоторые вещи лучше навсегда оставить валяться в чулане своего сознания, потому что ничего хорошего от них никому не будет.

    А Анна Семироль для меня теперь так и останется писателем с запятнанной репутацией.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Денис, я тоже несколько дней била себя по рукам. И ни с одним человеком обсудила своё желание высказаться. Как там у Чаадаева:
      «Во Франции на что нужна мысль?
      – Чтоб ее высказать.
      – В Англии?
      – Чтобы привести ее в исполнение.
      – В Германии? – Чтоб ее обдумать.
      – У нас?
      – Ни на что.

      Удалить
  5. здорово,что Вы решились написали пост, это именно то, что так не хватало "услышать", чтобы погасить неприятный осадок после всей этой истории.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, спасибо за понимание. Не могла равнодушно пройти мимо.

      Удалить
  6. Ну, вот, пишу про Марию Николаевну в газету, про ее проект, а тут такое! Слушаю сейчас этот рассказ, читаю комментарии писательницы, и просто удивляюсь! Насколько Алина очень бережно обошлась с рассказом (пустым, никчемным, бессмысленным), настолько писательница по-хамски отреагировала. При этом фанаты писательницы обсуждали не отзыв Алины, а ее личность, кто-то, особенно ретивый поклонник, даже фото выложил. Фото, безусловно, оскорбительное! (Как Мария Николаевна красиво ответила фотографией! Молодец)Соглашусь с Denis Lebedev, что репутация писательницы навсегда подмочена. Если вы читали другие комментарии писательницы, то заметили совершенную духовную пустоту, атмосферу пошлости, кривляния, лицемерия! И Алина еще писала извинения! Бисер метать? Уважаемые участники проекта! Жизнь не очень длинная штука! Не думаю, что можно тратить время на таких писателей, дорогие мои! Читайте классику! Классика, действительно, скучной не бывает! На канале Культура каждую неделю обсуждают какую-нибудь до боли знакомую вещь. Это так интересно! Каждое поколение видит в НАСТОЯЩЕМ произведении что-то новое, живое, важное! Зачем тратить время на ерунду! Читайте проверенных писателей, не разрушайте себя. Прошу прощения, если что-то вам, участники проекта, не понравилось, не могу молчать. Вижу, какие вы интересные, увлеченные люди, а застеснялись перед пустотой и пошлостью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Михайловна, спасибо Вам за позицию! Особенно радует, что это позиция филолога! Захотелось ответить на некоторые Ваши реплики.

      >И Алина еще писала извинения! Бисер метать?
      +++По факту получилось, что тролля кормить. Ведь даже после комментария Алины (казалось бы: что вам ещё надо? человек пришёл на вашу территорию и ответил) писательница и её окружение (так и хочется написать княжна и её пигмеи, но мы воспитанные люди, считайте, что я промолчала, ха-ха) не успокоились и продолжили перемалывание костей, хоть и не так интенсивно (аргументы закончились, вероятно).

      >Не думаю, что можно тратить время на таких писателей, дорогие мои!
      +++Вот точно не буду ни читать, ни случать, ни фильм смотреть. заметили: я ведь даже имени её нигде не назвала ни в своём сообщении, ни в одном из своих комментариев. Для меня это не писатель.

      >Каждое поколение видит в НАСТОЯЩЕМ произведении что-то новое, живое, важное!
      +++Вот это точно! Смотрю, как моя дочь интерпретирует Шекспира (она очень бурно комментирует вслух во время чтения) с точки зрения современных реалий и диву даюсь: откуда в 11-летнем ребёнке такое. Ну, и восхищаюсь, конечно.

      > Вижу, какие вы интересные, увлеченные люди, а застеснялись перед пустотой и пошлостью!
      +++Мы просто более сдержанные в проявлении своих чувств и эмоций. природная воспитанность, знаете ли... Присоединяйтесь к нам, интересным и увлечённым, и учеников своих приводите!

      Удалить
    2. Спасибо, Мария Николаевна, за ответ. Меня так возмутила эта ситуация, что не могла молчать, хотя совершенно случайно вмешалась в эту ситуацию. Особенно меня задела фотография! Я себя почувствовала так, как, наверное, себя чувствуют некоторые нации, над которыми посмеиваются, издеваясь. Еще я увидела такую большую разницу между общением ваших участников и общением той компании. Разница, как между светлой стороной и темной, между правдой и лицемерием. Думаю, в этой ситуации очень уместна мысль Льва Николаевича: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды". В этих словах нет никакого пафоса - это формула жизни, которую (формулу) можно прикладывать ко всем ситуациям в жизни.

      Удалить
    3. Екатерина Михайловна, так и меня возмутила тоже! Не могу понять: как человек, считающий себя писателем, гордящийся своими достижениями на литературном поприще, может допускать такое глумление над своим читателем? Да радоваться надо, что человек не просто прочитал, а захотел поделиться с другими!

      Я вот тоже на свой счёт приняла половину этого хамства. Потому как, помимо прочего, там задет ещё и наш город. Уровень эрудиции автора и свиты ограничивается такими вот демотиваторами и не лучшими образцами массовой культуры.

      Цитата великолепна! Очень к месту.

      Удалить
  7. И пусть я «добрый следователь». Всё равно не надо было лезть Алине в эту банку с тараканами. Тролль от подпитки жирнеет. Давайте закроем тему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, а я "злой следователь". Потому, что, как известно, добро должно быть с кулаками.

      Удалить