Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

воскресенье, 24 ноября 2013 г.

Марк Леви. Гениальность на заказ

Так получилось, что это вторая книга подряд, которую мне хочется переименовать. Название наводит на мысли, что читать я буду о том, как вырастить в ребёнке гения, подзаголовок — "Лёгкий способ поиска нестандартных решений и идей" — вносит корректировку в представления: ага, не в ребёнке, а вообще в человеке, в себе, например. Но уже с первых страниц понимаешь, что книга совсем о другом. О том, как особая техника письменной речи — фрирайтинг — помогает генерировать идеи, решать сложные профессиональные проблемы. Я бы назвала книгу как-то так: "Писать, как говорить". Но, конечно, это не такое привлекательное название.
Чтение этой книги оказалось совершенно незапланированным: оказалось, что моя однокурсница +Ольга Кащеева, вдохновлённая моими более ранними отзывами на книги издательства Манн, Иванов и Фербер, купила себе несколько книг в интернет-магазине  OZON.ru. Мы решили на время обменяться прочитанными книгами. Так я временно стала обладателем двух книг, которые до этого момента не входили в мой немаленький виш-лист из книг этого издательства.

Книга зацепила не столько самой технологией фрирайтинга, как оперативного способа переносить мысли на бумагу, позволяющего выйти на такой уровень мышления, какого зачастую сложно достичь в течение обычного рабочего дня (авт.), сколько огромным количеством вопросов и незаконченных фраз, которые автор ставит, описывая тот или иной фрирайтинговый метод, и которые дают возможность направлять свою мыследеятельность.
  • Почему я застрял в этой точке?
  • Если я и дальше буду мыслить так же, что может произойти?
  • Где подтверждение того, что это утверждение верно?
  • Я не могу пояснить, почему я ещё не сделал это, но должен...
  • Я очень хотел бы сделать в своей профессиональной деятельности...но ещё не сделал...
  • Есть ли тут нераскрытая идея, нуждающаяся в конкретизации?
Это лишь несколько примеров.

Чтение книги было в самом разгаре, когда я смогла убедиться в действенности фрирайтинга. Моя дочь +Diana Sonina, в условиях дедлайна, села писать отзыв на книгу для конкурса. Времени у неё оставалось очень мало, а потому, сев за компьютер, она просто писала-писала-писала. Лёжа на диване и наблюдая за процессом со стороны, я успела почитать, вздремнуть, снова почитать, а её пальцы непрерывно стучали по клавиатуре. У неё получился совершенно фрирайтинговый текст. Когда она с сомнением спросила: "Наверное, надо бы подправить отдельные слова, убрать речевые ошибки", я только махнула рукой. Для меня в этот момент был важен именно такой текст — сырой, но искренний, содержащий огромное количество самых разных мыслей, зачастую не связанных напрямую с книгой, которую она рецензировала, однако, ставящих новые вопросы, поднимающие новые проблемы.

Любимые цитаты из книги. Любимые — потому, что, как оказалось, я часто делаю с точностью наоборот, что является неправильным, либо, напротив — применяю в своей практике, а потому автор убедил меня, что я нахожусь на правильном пути в организации своей мыследеятельности.
  • Расслабленное 90%-ное усилие более эффективно, чем заставляющее вздуваться вены 100%-ное.
  • Когда мы ищем одну идею, то зачастую требуем от неё совершенства. Что при этом происходит? Мы рассматриваем любую идею в микроскоп, увеличивая её изъяны и тщательно изучая слабые стороны. Немногие претенденты могут успешно выдержать такое исследование.
  • Сосредоточенность на некоторых вещах в значительной степени определяет нашу жизнь. Фрирайтинг помогает сохранить сосредоточенность на том, какой бы мы хотели сделать свою жизнь.
  • Куда бы вы ни направлялись, делайте это с помощью писательства. Пишите самозабвенно...

Каждая глава — это подробное описание одного из правил фрирайтинга. Для меня наиболее полезными оказались несколько глав.
  • Глава 20. Извлекайте пользу из деловой книги. Поскольку в последнее время я много читаю именно таких книг (слоган издательства Манн, Иванов и Фербер "Максимально полезные книги" соответствует действительности), глава оказалась очень актуальной. В детстве меня учили бережно обращаться с книгой, не загибать страницы, не рисовать в ней и т. п. Читая деловые книги, мне хочется делать всё с точностью до наоборот, а потому я периодически и рисую в них, и пишу, и загибаю страницы. Но каждый раз делаю это, словно извиняясь. Воспитание сдерживает меня в таких проявлениях. оказалось, зря я переживаю. Вот что пишет по этому поводу Марк Леви: "Читая книгу, можете черкать в ней и писать свои замечания. не стоит относиться к ней слишком уважительно; прорабатывайте её в соответствии со своим потребностями.". Несколько раз я буквально била себя по рукам, преодолевая желание порисовать в этой книге — книга-то не моя! Думаю, что теперь меня будут меньше мучить угрызения совести, когда в следующий раз захочу работать с книгой, как с блокнотом. Автор пишет: "не скупитесь на подчёркивания: если вы не сохраните для себя живой материал книги сейчас, он стане мёртвым для вас, как только вы её закроете". 
  • Глава 24. Подмечайте истории везде. О роли и пользе историй пишут многие авторы. "Если история, подробность или наблюдение представляет интерес для вас, она, вероятно, будет интересна и другим", — пишет автор. Во время чтения главы, я вспомнила, как учу школьников, которые готовятся сдавать ЕГЭ по обществознанию, работать с новостями: выбрали заинтересовавший факт, соотнесли его с базовой социальной наукой или сферой общественной жизни, подобрали темы или список тем, которые может проиллюстрировать данный факт.
  • Глава 25. Создайте хранилище мыслей. Автор говорит о необходимости систематизации и классификации материала, собираемого во время сеансов фрирайтинга и приводит примеры — фрагменты из своих тематических файлов.

Из предложенных в книге приёмов фрирайтинга больше всего понравились два.
  • Беседа на бумаге. Вспомните, вы наверняка время от времени мысленно беседуете с кем-то, кидая реплики самостоятельно и додумывая ответы на них вашего собеседника. Особенно часто это происходит накануне важных встреч или значимых разговоров. Мы пытаемся заранее смоделировать ситуацию, чтобы быть готовым к разным сценариям её развития. Но автор предлашает несколько иной способ. Во-первых, беседу надо проводить письменно. А во-вторых, это необязательно беседа с тем же человеком, с котором вы будете беседовать в реальности. Автор предлагает такие варианты бесед:
    • с коллегой, создающим вам проблемы — о причинах его поведения;
    • с коллегой, успешно справившимся с задачей, подобной той, которую решаете вы — о пути к успеху;
    • с человеком, имеющим принципиально иной взгляд на проблему, которая волнует и вас — для того, чтобы понять эту позицию, дополнить и раскритиковать;
    • с воображаемым собеседником, имеющим поведенческие особенности реально существующих людей;
    • с самим собой, но не сегодняшних, а прошлым или будущим;
    • исключить себя из диалога, смоделировав диалог других людей.
При этом такая беседа будет эффективной, если соблюдаются два условия: 1) предварительно вы ясно представляете своего собеседника (автор называет это нарастить на персонаж "мясо"); 2) формат беседы должен ставить вас в активную позицию, роль собеседника — побуждать вас говорить.
  • "Говорящее" письмо. Метод, который я нередко применяю. Есть идея, затруднение, одолевают сомнения? В последнее время пишу обычно либо +Yuri Eelmaa, либо +Елена Воронина. Письмо—ответ—новое письмо... В итоге я либо получаю подтверждение правильности своих мыслей, либо меня конструктивно критикуют. Я могу соглашаться или не соглашаться. Бывает, даже выслушав массу возражений, я всё равно делаю по-своему. Но каждый такой случай для меня — очень позитивный опыт, потому, что я могу посмотреть, как видятся мои мысли со стороны. То есть, смысл метода — делиться с человеком, которому вы доверяете, своими неотшлифованными мыслями. Автор предлагает два варианта такого письма: обычное письмо и письмо-коллаж, а также даёт рекомендации по их созданию.Интересно то, что в данном методе, как и в целом в книге, автор активно используете ранее описанные приёмы фрирайтинга при описании более сложных методов. Интересным показалось такое замечание автора: "получатель письма может комментировать непосредственно в самом тексте или создать для этого отдельный документ". Ура! Правильной дорогой идём, нередко используя возможности Диска Google для совместной работы с документами. 

Каждая глава заканчивается разделом "Читателю на заметку", где в сжатом виде содержатся основные рекомендации, подробно расписанные в ней, а также практикумом, выполняя который, читатель сможет закрепить идеи и правила главы. Думаю, эффективность книги значительно увеличится, если выполнять все задания практикума после каждой главы. Я, к сожалению, сделала это только дважды — в самом начале книги. И в конце — создав папку "Фрирайтинг" на Диске Google. И уже даже начала выстраивать внутри неё тематическую структуру. Так что, у меня теперь есть "хранилище мыслей".

Купить в Лабиринте >>>
Купить в Озоне >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

6 комментариев:

  1. Да, тоже с детства испытываю трепетное отношение к книге и отравлена навсегда цветаевским обращением к детям. А так хочется иногда подчеркнуть, загнуть уголок, понаписать на полях. Видимо, надо, чтобы пришёл кто-то мудрый и сверху разрешил это. Ах, как боимся мы быть свободными!

    Упиваюсь возможностями гуглодоков комментировать любые фрагменты текста. И перечитывать комментарии к комментариям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, а я вот подумала: если читаю художественную книгу, у меня не возникает такого желания! Максимум — выписать понравившуюся цитату. И именно выписать, а не подчеркнуть. Потому, что читаю для души, а не для дела. А вот если читать для дела, то тогда, наверное, след должен оставаться и в материализованном виде.

      А по поводу боимся быть свободными: посмотри, что я читаю сейчас. Точнее, уже прочитала. К ночи отзыв напишу.

      Удалить
    2. Читаю отзывы и комментарии. Недоумеваю. Видимо, всё-таки придётся самой взять в руки книгу.

      Удалить
    3. Да, Лена, именно так. Но я сначала прочитала книгу, а потом пошла читать отзывы и недоумевать.

      Удалить
  2. Мария Николаевна, Вы не перестаёте меня удивлять своей способностью находить те книги, которые как никогда нужны! Отзыв замечательный, я извлекла для себя много полезного! А фрирайтинг действительно очень важен, особенно, когда уже 2 часа ночи, а я не могу написать заключение к исследовательской работе, владея такой вот техникой, я думаю, что мне было бы гораздо проще! Очень жаль, что это не Ваша книга, обожаю, когда Вы пускаете свои книги в "свободное плаванье" :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Василиса, ну, в этом случае, книга меня нашла сама, а не я её. Жаль, что Вы раньше не написали: книга неделю лежала у меня дома, но в понедельник я её должна отдать обратно. Но знайте: Вы всегда можете взять почитать что-то из того, что у меня есть.

      Удалить