Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

четверг, 30 января 2014 г.

Александр Аузан. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь

Как так получилось, что я на полпути бросила читать увлекательную книгу "Опыт путешествий" и взялась за "Экономику всего"? Не поверите, но и с этой книгой у меня тоже связана биографическая история! Так получилось, что с автором книги, Александром Александровичем Аузаном, я познакомилась в конце 90-х годов прошлого века. Международная конфедерация обществ потребителей, президентом которой тогда был Аузан, в течении ряда лет реализовывала уникальный проект по потребительскому образованию школьников. В рамках проекта был издан учебник "Основы потребительских знаний" (который несколько раз переиздавался, пока несколько лет назад не был практически заново переписан — горжусь тем, что принимала непосредственное участие в этой работе, вот ссылка на учебник), ежегодно проводился марафон Школьного конкурса на знание основ законодательства по защите прав потребителей (команда старшеклассников, руководителем которой я была, поставила рекорд, повторить который было невозможно: она стала трёхкратным победителем Всероссийского и двукратным победителем Международного конкурсов), несколько лет проходила Школа правозащитных организаций для старшеклассников со всей страны... 

Можно продолжать перечислять дальше, я немного писала об этом в своём основном блоге. При этом сам Аузан, будучи уже тогда доктором экономических наук, с удовольствием общался со старшеклассниками и педагогами. Все мы тогда попали под его обаяние и харизму, а также восхищались его профессионализмом. Я могла бесконечно слушать его лекции, их можно было просто брать и растаскивать на цитаты  так он говорил. Именно от него я впервые услышала цитату о том, что любое дело в своём развитии обязательно проходит три стадии: шумиха, неразбериха и наказание невиновных, награждение непричастных. Именно он с лёгкостью цитировал Дугласа Норта о том, что "по вопросу о необходимости государства для экономики суд удалился на совещание и пока не вернулся" — 15 лет назад для меня эта фраза была бунтарской, революционной. Именно он, когда наша команда чуть по глупому не проиграла II Международный конкурс команде Украины, объяснял мне как неразумному ребёнку трудности взаимоотношений бывших республик на постсоветском пространстве и необходимости выстраивания международных отношений даже на уровне детского конкурса — слышать это для меня было не просто непонятно, а дико!

Потом, к сожалению, конкурсы и школы перестали проводиться, с Аузаном я не встречалась уже много лет. Но вдруг, немногим больше года назад я прочитала книгу В. Панюшкина "Восстание потребителей" (отрывок из книги; периодически возникает желание написать об этой книге, хотя прочитана ещё до проекта) — документальная повесть, все герои которой, в том числе, Александр Аузан, выписаны под своими реальными именами. Представляете, каково это: читать книгу о людях, с которыми ты лично знакома (чувствуя их при этом почти героями "жёлтой прессы")? И, теперь вы понимаете, почему я так хотела прочитать "Экономику всего", а потому, взялась за чтение сразу же, как только получила её из издательства +Манн, Иванов и Фербер?

Вступление получилось очень затянувшимся, перейду, пожалуй, к самой книге. А книга не разочаровала! Я словно снова сидела и слушала выступление автора, наслаждалась его речью — с великолепными примерами из истории и современности, наглядно иллюстрирующими даже самые сложные понятия; с меткими определениями, с изрядной долей иронии и метафоричности в языке... В общем, книгу, которую можно прочитать за несколько часов, я читала неделю. Просто наслаждалась текстом — да, да, можно получать удовольствие не только от художественной литературы, но и от научно-популярной (это не учебник, а сборник лекций, доступно объясняющих основы функционирования современного общества).

Больше всего в содержании книги зацепило то, что лично для себя я не раз за время чтения получала ответ на вопрос: почему экономическая теория и экономическая практика не всегда совпадают? Нет, конечно, ученикам на уроке я объясняю, что среди экономических теорий практически нет совсем-совсем универсальных, что некоторые из них содержат определённый политический заказ... Но теперь я поняла, что всё это — лишь общие слова. А автор книги находит разумные объяснения этим несостыковкам по разным экономическим агентам. 

Например, уже первая глава, "Человек", напомнила о мучившем меня много лет несоответствии между экономической и юридической трактовкой понятия "потребитель". Как так получается: в экономике это субъект, как правило рациональный, предъявляющий спрос на товары и услуги, на оценке поведения которого строится вся микроэкономика. Если он рационален (то есть, в любом случае может чётко определить, к примеру, какие дополнительные выгоды он получит, понеся дополнительные затраты), то зачем его защищать юридически? А ведь закон по-разному защищает интересы физических и юридических лиц, предоставляя гражданам-потребителям более высокую степень защиты. В преподавании я это противоречие решала чисто номинально: просто объединяла экономику и право в один урок, изучая экономическое и юридическое значение понятия "потребитель" в рамках одного урока. Учеников вроде бы устраивало, а у самой вопросы оставались. В книге с первых страниц проводится идея о том, что рациональность человека является ограниченной (если бы она была полной, то мы не смогли бы даже позавтракать, не говоря уже о ситуациях с более сложным выбором), что по роду своего поведения не только продавцы, но и потребители являются оппортунистами, и касается это не только их взаимоотношений друг с другом, но и с государством тоже. В общем, с большим количеством примеров, со ссылками на работы известных экономистов — Нобелевских лауреатов — был нарисован портрет не идеального человека, с которым у меня всегда ассоциировалось понятие рациональности, а вполне реального. Да, он не может обработать всю полноту информации, но с помощью простых алгоритмов организовывает своё поведение в разных ситуациях. Он не ангел, а потому нередко совершает поступки, которые не очень-то его украшают. Но это реальность, от которой и должна отталкиваться и теория (в данном случае — институциональная экономика), и практика (вырабатывая правила, регулирующие отношения между людьми).

Читая вторую главу — "Институты", появилось желание оформить её основные идеи с помощью ментальной карты. В принципе, вся книга построена таким образом, что хорошо встраивается в формат ментальных карт: центральное понятие каждой главы конкретизируется через отдельные короткие части, в каждой из которых это понятие раскрывается с новой стороны. Вот что у меня получилось по главе "Институты" (для просмотра вам возможно придётся подключить скрипт: у меня, например, Google Chrome счёл содержимое небезопасным — распространённое в последние месяцы явление, хотя сервис известный и многими активно используемый; если увидеть карту не удаётся, вот ссылка на карту).

Создайте свой собственный mind карты при MindMeister

Глава третья называется "Трансакционные издержки". И здесь меня уже понесло: визуализировать хотелось постоянно. Получился рисунок, пользуясь которым, я могу легко воспроизвести содержание третьей главы.

Читая главу четвёртую — "Государство", я поняла, что я совершила ошибку, пытаясь визуализировать отдельные части книги различными способами. Что надо было сразу взять какой-то многоплановый сервис, типа RealtimeBoard, и делать конспект всей книги по главам там. Структура книги в целом и отдельных глав в частности восхищала ещё больше. В главе 4 государство рассматривалось с пяти ракурсов: как излишество, как бандит, как ресурс, как договор и как передел. Заинтересовывает, правда? Поразило привлечение автором внимание к невозможности перевода слова "государство" на другие языки: согласилась с автором, что английские "state", "government" и "authority" — это другие слова. А ещё, говоря о государстве как о договоре, автор вспомнил выпущенные Институтом национального проекта "Общественный договор" футболки с текстом: "Я плачу налоги. Что взамен?" Для меня это в очередной раз дало возможность поностальгировать —такая футболка у меня есть! Точнее, уже была.
Я ужасно гордилась этой футболкой. Это сейчас нестандартные надписи на футболках не вызывают какой-то реакции, а почти 15 лет назад выход на улицу в такой футболке стопроцентно гарантировал привлечение к себе внимания. Однажды, переходя дорогу на светофоре (на зелёный свет!) в сильный ливень и без зонтика, я была буквально "подрезана" на середине улицы грубо нарушившим правила водителем джипа. Он выскочил из машины (Представляете ситуацию? Середина одной из центральных улиц города, светофор, машины стоят, пешеходы переходят, точнее, перебегают — ливень начался неожиданно, дорогу...), схватил меня за плечи и начал кричать: "Девушка, продайте мне, пожалуйста, эту футболку! Сколько Вы за неё хотите? Я буду в ней ходить в налоговую!"

Дальше тоже было интересно. Глава пятая  "Общество" — рассматривает экономические функции общества. Заметьте, в традиционной экономической теории, такая глава невозможна в принципе, ведь экономика рассматривает поведение лишь трёх субъектов: домашнего хозяйства (потребителя), фирмы (производителя) и государства. А в институциональной экономике возможно рассмотреть и общество — как и в других главах, с разных сторон. "Общество и склероз" — о том, почему ликвидация авторитарных режимов в Восточной Европе и Северной Азии не привела к экономическому чуду по аналогии с аналогичными процессами в Центральной Европе и Восточной Азии. "Общество и халявщик" — об известной всем, кто преподаёт экономику, "проблеме безбилетника". "Общество и  организация" — о положительных и отрицательных селективных стимулах. "Общество и капитал" — об уровне взаимного доверия и честности в обществе. И, наконец, "Общество и связи" — о плотности социального капитала и различных последствиях его увеличения.

Читая главу шестую — "Собственность", я пересмотрела свои взгляды на то, что скрывается под фразой "...и иные формы собственности" в Конституции Российской Федерации. Вместо "различных форм коллективной собственности" (именно так я обычно отвечала на уроках на вопрос об "иных"), автор пишет о собственности коммунальной, а также о так называемом режиме "несобственности", то есть о "режиме свободного доступа". Отсюда подразделы главы, описывающие собственность для: любого, общины, личности, государства и выбора.

Глава седьмая — "Экономика и право" — стала для меня попыткой примирения в сознании разночтений в экономике и юриспруденции не только понятия "потребитель", но и других понятий, общих для этих двух наук. Через такие правовые институты как преступление, наказание, прецедент и суд, показана взаимосвязь и взаимозависимость экономики и правоотношений.

А вот как всё это работает вместе в экономике России (или не работает), можно понять, прочитав две последних главы — "Институциональные изменения" (с опорой на принятые в социальной философии эволюционный и революционный пути общественного развития, а также с попыткой определить причины блокировки изменений "эффектом колеи", отнесясь к нему как к болезням разного типа — генетической, хронической и кори во взрослом возрасте) и "Модернизация (вместо заключения)" — о формулах национальной российской модернизации, институтах и ценностях россиян и специфике формирования спроса на модернизацию в целом (в том числе, со стороны института образования).

Аплодирую автору, книге и всем, кто помог ей увидеть свет. Лучшая книга с точки зрения специфики преподаваемых мною предметов — обществознания и экономики.

Возможно, я когда-нибудь вернусь к идеи визуализации книги целиком. Тем более, что сейчас собираюсь читать совершенно потрясающую (пролистала страницы, и поняла: срочно читать!) книгу "Визуальные заметки". Чувствую эту необходимость чисто с профессиональной точки зрения: книга даёт возможность изучения целого ряда тем в курсе обществознания, особенно таких тем, как "Человек в экономической жизни" (с точки зрения основных экономических агентов, особенно поведение потребителя), "Роль государства в экономике" (особенно с точки зрения функции "предоставление общественных благ", а также с точки зрения нормативной базы экономической деятельности). А пока буду рекомендовать эту книгу:
  • своим ученикам;
  • своим коллегам-обществоведам;
  • всем, кому интересно устройство современной экономики;
  • тем, кто оказался способен прочитать столь длинный текст до конца — значит, тема не безразлична.

Купить книгу в Озоне >>>
Купить книгу в Лабиринте >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий