Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

воскресенье, 13 апреля 2014 г.

Людмила Улицкая. Священный мусор

Ну, вот, теперь и я уже совершенно перестала "укладываться в график": середина апреля, а у меня только первый отзыв. Не успеваю ни читать, ни писать. Попытаюсь оправдаться тем, что книга, о которой пойдёт речь, требует вдумчивого чтения, не на ходу, между делом, а уютно забравшись на диван... Я впервые узнала об этой книге ещё в самом начале проекта: в конце сентября её прочитала +Елена Цекова, написав великолепный отзыв, пройти мимо которого было крайне трудно. Я и не прошла. Тем более, что одно время читала произведения Улицкой взахлёб, на одном дыхании. "Медея и её дети", "Казус Кукоцкого", "Искренне Ваш Шурик"... Ни одна книга не оставила равнодушной. Восхищало всё: сюжеты, герои, язык. А потом как-то перестала следить за творчеством писательницы. А тут — отзыв. Поняла, что хочу прочитать, хотя Елена предупредила сразу, что это не художественное произведение.
Книгу дала почитать +Ольга Кащеева ещё в январе. А прочла я её только сейчас. Вот такой путь к книге длиной в полгода получился. И читала две недели, потому как читается действительно трудно. Но с удовольствием. Каждый раз брала книгу с каким-то трепетом. Именно так, как мне показалось, автор относится ко всему, о чём пишет: к старинным вещам, к друзьям, родным и просто людям, которые её окружали в разные периоды жизни. А ещё — к слову. Воспоминания, заметки, интервью, тексты выступлений — всё написано с огромной любовью и жаждой жизни.

Читая, в очередной раз думала о культурной целостности и противоречивости нашей страны, о единстве и многообразии в воспитании детей в разных семьях и разных поколениях. Улицкая рассуждает о книгах, которые формировали её взгляды ("Я"  — отчасти складывается из суммы прочитанных книг"), а я вспоминала "Искусство видеть" Марины Москвиной (мой отзыв), после которой был составлен список книг. Когда писала отзыв, вновь листала страницы книги, чтобы составить новый список. Большинство авторов в нём мне конечно же, знакомы, ведь с этой литературой мы знакомимся с детства. Но у некоторых авторов я узнала неизвестные ранее произведения, есть несколько новых для меня имён. Надо читать (выделила в списке курсивом) самой и не пропустить момент, чтобы прочла дочь. А то — честно — чувствовала недостаток образования, какую-то неловкость от того, что не знаю, не читала.

Поразило одновременное сочетание смелости и деликатности писательницы во всём: и в рассказе о своём третьем муже, и в высказывании своей позиции по отношению к государству (в том числе, публикация фрагментов своей переписки с М Б. Ходорковским): с одной стороны, Улицкая не боится "трудных" и "неудобных" тем, смело высказывая своё мнение, а с другой, она очень тонко балансирует между открытостью и камерностью, интимностью переживаний.

Читая о том, как Улицкая борется с раком, я вспомнила одно из выступлений на TED: Стейси Крамер. "Подарок, который изменил мою жизнь" (можно посмотреть здесь). Я бы объединила этот ролик и главу из книги, которую автор назвала "Грудь. Живот", общим заголовком — "Когда боги смеются". 

Кстати о богах. Религиозному мировоззрению тоже посвящено в книге немало страниц. Читаешь, и в очередной раз понимаешь, что вера, религия и церковь — это три большие разницы. Немного удивило, что Улицкая, даже смертельно больная, не считает себя религиозным человеком. Но и к атеистам себя не относит. Вспомнилось: "Верить в Бога — бессилие. Ни во что не верить — безнравственность" (из книги Л. Кассиля "Будьте готовы, Ваше высочество!"). Мне очень близка такая позиция веры. 

Так совпало, что книгу дочитала 12 апреля — в День космонавтики. После чего провела вечер у телевизора, смотря художественные фильмы "Королёв" и "Гагарин. Первый в космосе". В книге Людмила Улицкая крайне негативно отзывается о форсировании событий, связанных с освоением космоса, как неотъемлемой части политической игры, "холодной войны". Однако, я смотрела оба фильма со слезами на глазах, с чувством гордости за страну, её успехи, и за тех людей, которые, осуществив свою мечту, были частью этого успеха. Смоотрела и не соглашалась с писательницей. И "включала у себя предметника": налицо иллюстрации к теме "Проблема общественного прогресса":
  • относительность — прогресс в одной сфере может сопровождаться регрессом в другой;
  • цена прогресса — нередко прогрессивные изменения оплачиваются ценой маргинализации целых поколений.
Хотя именно эти противоречия и являются отличным подтверждением правоты Улицкой.

Любителям "лёгкой" литературы книга вряд ли придётся по вкусу. всем остальным — читать непременно.

Купить книгу в Озоне >>>
Купить в Лабиринте >>>
Читать бесплатно, без регистрации, с рекламой >>>

6 комментариев:

  1. Маша, Улицкую люблю, многое читала. То,что она умеет быть разной - нравится. У неё есть отличная серия "Другой. Другие. О других". Вот где неудобные темы!
    Опять захотела Москвину. Надо срочно сыну заказать,чтобы привёз из Питера)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, а Лена тебе не привозила почитать Москвину? Я ей передавала твою просьбу.

      Удалить
    2. Маша,хочу свою. Я медленно читаю нынче)

      Удалить
    3. Понимаю, я тоже медленная. Сейчас буду навёрстывать своё "отставание".

      Удалить
  2. Мария, спасибо за анонс книги) Я тоже поклонница Улицкой. Эту книгу ещё не читала. Надо посетить библиотеку. Всё-таки предпочитаю классический бумажный вариант)) Хотя коварные книжные клещи скоро вынудят перейти на электронную версию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я тоже предпочитаю бумажные книги. Хотя очень остро стоит проблема их хранения - места катастрофически не хватает, а потому у нас дома книги, как члены семьи, они везде живут, где им заблагорассудится, а не только на книжных полках.

      Удалить