Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

понедельник, 9 марта 2015 г.

Ицхак Кальдерон Адизес. Размышления о личном развитии

Купила электронную книгу на сайте издательства +Манн, Иванов и Фербер со скидкой — в канун нового года издательство предложило поучаствовать в конкурсе: надо было найти в тексте поздравления как можно больше названий книг издательства. Я нашла почти все и получила право приобрести книгу со скидкой. Выбирая, остановилась на книге Адизеса: до сих пор как-то не доходили руки прочитать книги гения менеджмента по управлению организацией, решила хотя бы познакомиться с его взглядами на жизнь, на современный мир, на отношения в семье, на религию и свою национальную идентичность. Источником для книги послужили записи из блога автора. То есть, никакой науки, просто точка зрения на мир, в котором мы живём. Купила и прочитала в первую очередь из любопытства.

Впечатления о книге очень двойственные. С какими-то мыслями автора я с лёгкостью соглашалась, местами я просто скучала, а чтение отдельных разделов далось с трудом — всё моё естество протестовало против написанного, не желало его не принимать, ни понимать.

У меня сложилось впечатление, что автор — противник прогресса. Он с недоверием, и даже с осуждением относится к тем социальным изменениям, которые стали следствием изменений в технологиях. И это странно хотя бы с той точки зрения, что пишет об этом человек, который посвятил свою жизнь современной профессии. В условиях, когда менеджеров не готовит только самый ленивый вуз, профессиональные менеджеры высокого уровня — дефицитный ресурс, и спрос на их услуги велик. К тому же управление — процесс не статичный, зависит от множества меняющихся факторов. Это раз. Ну, и два — меня всегда напрягают попытки отрицать и бороться с очевидным. Меняется материальная среда существования человека, современное производство создало условия для удовлетворения таких потребностей человека, о существовании которых мы ещё недавно не подозревали. Это объективная реальность. Как и то, что любой прогресс в технологиях влечёт за собой изменения в социуме. Надо учиться извлекать пользу из этих изменений, а не прятать от них голову в песок, подобно страусу.

Зато чтение книги укрепило во мне идею, возникшую ещё, когда я читала книгу Сью Хэдфилд "Что тебя останавливает?" (мой отзыв на неё). Я решила понравившиеся мне фрагменты распечатывать и размещать на стенах кабинета, где веду уроки. Из книги Хэдфилд я распечатала страницу, посвящённую опозданиям (терпеть не могу опоздавших), у Адизеса распечатаю страницу с правилами рейки: 
Именно сегодня не беспокойся. Именно сегодня не сердись. Почитай родителей, учителей и старших. Трудись усердно. Проявляй благодарность.
С улыбкой читала про людей Е-типа: это тип людей, склонных к предпринимательству. Автор приходит к описанию этих людей через описание евреев, которые вечно недовольны чем-то. Я никогда не считала себя человеком, склонным к предпринимательству, и я не еврейка, но улыбалась именно потому, что узнавала себя в характеристике людей Е-типа. Приведу эти характеристики с небольшими сокращениями:
  • людей Е-типа на перемены толкает чувство глубокой неудовлетворенности, ощущение, что чего-то не хватает, или разлад с самим собой; 
  • когда E недоволен сам собой, он пытается заполнить внутреннюю пустоту, осуществляя перемены снаружи: создавая деловые империи, устраивая революции или становясь лучшим из современных ученых;
  • люди Е-типа пытаются найти покой и счастье во внешнем мире, в то время как по-настоящему это возможно найти только внутри себя.
Отсюда — понимание того, как относиться к себе  в таких ситуациях: в первую очередь, учиться отличать настоящие проблемы от потребности иметь проблемы, а также иметь одну проблему в наличии — чтобы быть в гармонии с самим собой (написала это и снова улыбнулась: люблю, когда книги позволяют взглянуть на себя с иронией).

В книге очень многие вещи объясняются с позиций религии. Автор много пишет о преимуществах верующего человека перед неверующим. Вероятно, с точки зрения религиозного человека, я ужасная грешница, но, будучи атеистом, я с раздражением читала о том, что только религиозность позволяет быть духовным человеком, помогает справиться с соблазнами и позволяет справляться с вседозволенностью и т. п. Я не люблю, когда моя нерелигиозность воспринимается как девиация, я принимаю ценности свободы совести и свободы вероисповедания, я с уважением отношусь к религиозным людям, но не считаю отсутствие религиозности ущербностью. И меня сложно убедить в обратном, т. к. для меня всё, что связано с религией иррационально: это не вопрос поиска доказательств и достижения истины, а вопрос веры. Если человек верит в Бога, ему не нужны доказательства его существования. Если человек атеист, он тоже не нуждается в доказательствах о том, что всё это — выдумка.

Очень интересной показалась мне часть книги, посвящённая применению методологии Адизеса к семейной жизни. Ключевой идеей стабильного брака автор видит способность супругов к изменениям, поскольку на разных этапах жизненного цикла семьи ожидания партнёров друг от друга различны. Мне очень близка эта идея, поскольку она зависит от самого человека, его способности к самопознанию и самовоспитанию. Однако, считаю, что эти идеи противоречат другим взглядам автора — уже упомянутым выше критическим высказываниям о прогрессе и восхвалении религиозности. Традиционный тип общества с высокой ролью религии подразумевает патриархальный характер семьи, в основе которой лежит не партнёрство, а отношения господства, основанные на экономической зависимости женщины от мужчины. Какие уж тут перемены во взаимоотношениях супругов?

То же самое — про идеи автора об управлении изменениями. Считаю, что автор просто противоречит сам себе. Как может управлять чем-то религиозный человек, если вера основана на покорности, непротивлении? Адизес пишет о том, что управленческий процесс становится демократичнее, и я согласна, что именно так и должно быть, хотя, безусловно, такое управление осуществлять труднее, оно имеет много издержек. Однако, это именно следствие технологического и социального прогресса, а также противоречит консервативности религии.

В общем, после чтения книги мне очень захотелось почитать другие книги автора — профессионального плана. И я обязательно сделаю это.

Не могу не отметить возникшее при чтении неудобство, связанное с любовью издательства размещать примечания и сноски в конце книги. Даже в условиях чтения бумажной книги, это создаёт дискомфорт, а когда читаешь электронный вариант — тем более. Сносок и примечаний много, скакать взад/вперёд неудобно. Однако, сами примечания очень содержательны, в них содержится много интересной информации. но мне, как читателю, было бы гораздо удобнее иметь их в формате подстрочных, а не концевых сносок.

Купить книгу на Озоне >>> 
Купить и скачать электронную книгу на ЛитРес >>> 
Информация о книге на сайте издательства >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий