Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

четверг, 12 марта 2015 г.

Дэвид Алмонд. Меня зовут Мина

Удивительная книга: понимаешь это сразу, как только начинаешь читать. Вы когда-нибудь видели, чтобы художественное произведение было напечатано разными шрифтами, причём, совсем не теми, к которым вы привыкли. При этом активно используется типографика, рамочки, изменение размера шрифта и т. п. А само повествование ведётся то от первого, то от третьего лица, в сюжете сделаны различные врезки — факты, "диковинные задания", стихи и рассказы — вполне самодостаточные, хоть и органично связанные с действием. Сначала меня это раздражало: непривычный шрифт бил в глаза, оформление книги, как и сама главная героиня (девочка-подросток Мина, живущая в каком-то своём мире, непонятая одноклассниками и учителями) казались очень странными... Читала с лёгким недоумением: зачем всё это? И вдруг — словно перелом произошёл. Точнее, таких переломов было два. Первый случился, когда я посмотрела на книгу глазами учителя. Второй — когда увидела все описанные события глазами родителя.


Как учитель, испытала чувство стыда. За поведение коллег, за систему образования в целом и даже за себя. Когда школьное образование ориентировано не на ребёнка, не на учёт его индивидуальности, его потребностей, а на формирование имиджа школы в глазах местного сообщества за счёт демонстрации результатов тестирования "намного—много—много выше среднего". Мина, которая придумывает новые слова, красиво экспериментируя с языком, которая видит прекрасное в обыденном, удивляясь миру, который она сама и создаёт в своём сознании (вот вы, к примеру, не задумывались, что происходит, когда вы смываете воду в унитазе? А у Мины на этот счёт целая теория выстроилась!), которая мечтает, сочиняет, пишет...так вот эта Мина по словам её учительницы "...безмозглая...безумная дебилка! Позор на мою голову!" Откуда же в такой ситуации у подростка будет позитивное отношение к школе? Жестокость одноклассников, оскорбление учителей, система, убивающая познавательный интерес ребёнка скучными и однообразными заданиями...

Про школу в книге написано очень жёстко, но справедливо. Написав "стихотворение" о своей ненависти к школе, Мина заключает: "Чувствуете, как слово ШКОЛА теряет смысл от многократных повторений? Точно так же сама школа теряет смысл от многократных посещений!". Школа для неё — это тюрьма, клетка: коллеги, только подумайте, сколько наших учеников считают точно так же? При этом, оставляя надежду на то, что всё в школе может быть по-иному.
"Школу я ненавижу, но иногда думаю, что было бы прикольно работать там учителем. А лучше — директором. Я бы так всё устроила, чтобы уроки получились интересными. Только я их переименую. Уроков не будет. будут мои "диковинные задания". ей-богу, они занимательнее и продуктивнее, чем раздатки всяких миссис Черпенс...
Мине повезло. Несмотря на то, что её папа умер, у неё есть мудрая и всё понимающая мама. Она смогла не отмахнуться от дочери, когда у той возникли проблемы в школе, а принять её, найдя решение —  какое-то время обучать дочь самостоятельно, на дому. Сейчас много пишут о неэффективности школьного обучения (почувствовала это на своей шкуре, когда дочь пошла в основную школу), приводят успешные примеры семейного образования. Но много ли родителей способны на такой шаг? Нет. Однако, каждый родитель способен на то, чтобы не считать своего ребёнка странным (а где границы между нормой и странностью?), чтобы увидеть его проблемы и быть рядом. Поэтому, читая книгу как родитель, я думала об уникальности своей дочери, её взрослении, её творческой натуре, не всегда вписывающейся в привычные рамки, а потому порой мятущейся, бунтующей. И это более чем нормально! Потому, что творчество — это процесс создания чего-то нового, ранее не существовавшего (уж мне-то, как учителю обществознания, это известно). А любой новации противостоит традиция. И страх перед переменами вынуждает нас — родителей, учителей, открещиваться от них. Потому, что так проще. Будь как все. Но это прямой путь к посредственности, вы этого хотите?

Вчера, когда дочитывала книгу, дочь сидела и рисовала. Вот что у неё получилось.
Как вы думаете, что это? Это дочь сегодня с утра поехала сдавать кровь на анализ. Накануне она думала об этом, о том, как будут брать кровь, и что с ней дальше произойдёт. Вот так визуализировала свои мысли.

Книга заканчивается надеждой. Бывшая одноклассница Мины приходит её навестить. У дроздов, которые свили гнездо на дереве, где Мина любила сидеть/мечтать/писать, вылупились птенцы. А Мина одержала маленькую, но победу над собой: преодолела страх и шагнула навстречу мальчику, поселившемуся неподалёку. Обязательно буду читать продолжение этой истории. Никакая она не странная. Это история об обычных людях, о нас с вами, наших детях, наших учениках. Просто...мы считаем странным то, что вообще-то нормально. И книга удивила пониманием этого. Спасибо +Елена Квашнина: именно из твоей ленты в фейсбуке я узнала об этой книге. Вроде бы детский писатель и детская книга. Но взрослым — учителям, родителям подростков — порекомендовала бы читать обязательно.

Купить книгу на Озоне >>> 
Купить книгу на ЛитРес >>>

2 комментария:

  1. Содержание книги чем-то напоминает "35 кило надежды" Анны Гавальда. Спасибо за такой красочный и всесторонний отзыв! А рисунок Дианы о сдаче крови пугающий. Хорошо, если она таким образом избавляется от своих фобий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, а чем пугающий рисунок? Она его так легко рисовала, шутила.

      Книги Анны Гавальда не читала, хотя отзывы участников сообщества видела не раз.

      Удалить