Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

суббота, 18 апреля 2015 г.

Джин Ван’т Хал. Творческое воспитание

Потрясающая новинка от издательства +Манн, Иванов и Фербер! Не люблю штампы, но эта книга, на мой взгляд, действительно должна быть в каждой семье, где есть маленькие дети. Очень жалею, что такой книги не было у меня, когда росла моя дочь (упражнения в книге рассчитаны на занятия с детьми от года до восьми лет). Конечно, я старалась развивать её всесторонне: мы рисовали, раскрашивали, лепили, дочь занималась в изостудии с 3,5 лет. Но я даже не подозревала, что рисовать можно не только кисточкой, но и валиком, игрушечной машинкой, стеклянными шариками, цветками, сосновыми лапками. Что пластилин и пальчиковую краску можно изготовить самостоятельно. Что в качестве материалов для творческих занятий с ребёнком можно использовать не только традиционные материалы, купленные в магазине, но и всё, что мы обычно выбрасываем: втулки от туалетной бумаги, пузырчатую упаковку, катушки для ниток, смятую бумагу, фольгу или пищевую плёнку. Что можно самим сделать держатель для колпачков фломастеров, чтобы они не высыхали из-за того, что маленькие дети не всегда могут их правильно закрыть... Список можно продолжать до бесконечности. У меня самой нет такой богатой фантазии, но, читая пошаговые мастер-классы, хотелось воскликнуть: "Это так просто! Это так здорово!"

Всего в книге 60 (!) мастер-классов для детей разного возраста (в каждом указан примерный возраст, кроме того, в начале книги даны общие рекомендации по занятиям творчеством с детьми разного возраста). Подробные инструкции сопровождатся такими "вкусными" фотографиями (причём, фотографии в этой книги не только ради украшения — они действительно иллюстрируют либо процесс, либо результат творческой работы детей), что, глядя на счастливые лица детей, хочется немедленно попробовать сделать всё.

Ну, я и попробовала. Просто не могла удержаться. Вот как вы думаете, чем я нарисовала картинку ниже (то ли планета, то ли головка сыра получилась)?

Для того, чтобы получился такой рисунок, я использовала пищевой краситель и... мыльные пузыри! Сначала я выдувала их сама. Но дочь недолго выступала в роли наблюдателя. Какое-то время смотрела на меня с недоумением, а потом воскликнула: "Я тоже хочу!" Дальше мы выдували мыльные пузыри вместе! Результат — необычный рисунок.



После чего дочь озвучила вслух то, о чём подумала я сама: "Как здорово снова почувствовать себя маленьким ребёнком!" А потому остановиться уже было сложно. Один из простейших экспериментов, описание которого поразило меня ещё при чтении, был реализован немедленно. Несмотря на то, что я знала результат, вскрикнула от удивления, увидев, как расходятся круги от центра миски с молоком, когда я прикоснулась к пятну в середине (пищевой краситель) ватной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды.



Мастер-классы автора сопровождаются статьями о различных аспектах творческого воспитания, написанными другими педагогами. Никакого назидания, никаких поучений — просто мысли очень творческих педагогов и мам, которые наполнили арт-занятиями жизнь своей семьи и стремятся передать свой опыт, свою увлечённость другим родителям.

Отдельная благодарность сотрудникам направления "МИФ-Детство" за то, как они смогли сделать книгу ещё полезнее для российского читателя, адаптировав её к нашим условиям. Когда я читала рядом с названиями американских книг и англоязычных блогов по творческому воспитанию детей названия книг и блогов на русском языке, то готова была стоя аплодировать +Александра Шляхова и её коллегам. Нередко переводной литературе не хватает такой адаптации. Читаешь названия, имена, материалы и не понимаешь, где это взять здесь и сейчас. А сотрудники детского направления издательства сопроводили рекомендации автора ссылками на доступные российскому читателю источники.

Единственное, чего мне не хватило, это постраничного перечня всех мастер-классов. Содержание книги содержит лишь названия отдельных глав. Но считаю, что прочитав книгу, любому родителю, желающему впустить творчество в свою семью, было бы гораздо удобнее иметь быстрый поиск нужного в данный момент мастер-класса.

Сначала думала, что прочитаю книгу и подарю её кому-то из друзей, у кого есть дети-дошкольники. Но книга настолько мне понравилась, что расстаться с ней нет никаких сил. Буду черпать в ней вдохновение сама! А вообще книга может стать великолепным подарком: она прекрасна издана: мелованная бумага, яркие иллюстрации. И очень-очень много полезных советов: и не только по занятиям с детьми, но и чисто психологических, очень позитивных. В книге много вдохновляющих цитат, а также таких, что заставляет по-новому посмотреть на процесс обучения (мне в данном случае — не только как матери, но и как учителю). Моя любимая цитата: "Мы слишком часто заставляем детей запоминать ответы, вместо того, чтобы предлагать им решать вопросы" (Роджер Левин).

Купить книгу на Озоне >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

6 комментариев:

  1. Не отдавайте книгу - пригодится для внуков! (Совет от бабушки)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, да-да! Я именно так себе и сказала: или ещё одного ребёнка рожу (что из разряда научной фантастики), или пусть внуков дожидается.

      Удалить
  2. Мария, я чуть не проглядела этот отзыв на долгожданную книгу. Я так и знала, что надо брать! Считаю замечательным подарком для молодых мам. К счастью, в моем окружении такие водятся. Спасибо за иллюстрации и видео. Вдохновляет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, да, книга просто великолепная. И отличный подарок молодым мамам.

      Удалить
  3. М-м, а как я проглядела Ваш отзыв, Мария? Как Вы здорово умеете выразить свое видение, после прочтениях, действительно, быстрее хочется познакомиться с книгой. Мои мысли по поводу этой книги совпали с Вашими.. Я тоже её НИКОМУ не подарю... :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, а я, читая Ваш отзыв, тоже думала о том, насколько мы созвучны! Отличная книга, так хочется, чтобы как можно больше родителей с ней познакомились!

      Удалить