Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

четверг, 9 июля 2015 г.

Марла Силли. Школа Флайледи: Как навести порядок в доме и в жизни

О системе флайледи читала ещё несколько лет назад — сначала в газете "Комсомольская правда", а затем и в Интернете. Прочитала и забыла. А вот когда увидела книгу, сразу же купила. Эта книга из тех, что требует немедленного внедрения в практику приведённых в ней советов — иначе толку от чтения никакого. А я люблю читать книги, побуждающие к конкретным практическим действиям. Эта книга — из таких. Нет, конечно, если вы ОР (Организованная С Рождения), если ваши домочадцы тоже ОР, и в вашей квартире/доме всегда царит чистота и порядок, эта книга не для вас. Но я НДХ (Несобранная Домашняя Хозяйка), к тому же ещё и РЛ (Рабочая Лошадка, особа, работающая вне дома), которая приползает вечером домой и падает. А поднявшись, топает к компьютеру и продолжает работать уже дома. И состояние моей квартиры нередко представляет то, что автор книги называет словом ХАОС (синдром "Не дай бог, кто-нибудь зайдёт" — CHAOS Can't Have Anyone Over Syndrome). Мы вместе с ДД (Дорогая Дочь) посвящаем уборке несколько часов в воскресный день, раздражаясь как от того, что сил тратится немало, а результат не особо радует, так и от того, что приходится вместо отдыха заниматься делом, которое только увеличивает накопившуюся за неделю усталость. В итоге, бросая взгляд на горячие точки (места в квартире, которые обладают удивительной способностью к захламлению) в квартире, я превращаюсь во Френни (символ грустной особы, которая сидит внутри нас, когда мы окружены развалом и хаосом). А потому, я решила, следя рекомендациям автора, начать наводить порядок в доме (ну, и в жизни). Тут как раз и отпуск подоспел, время свободное появилось.

Обратили внимание на словечки и сокращения, выделенные курсивом? Книгу открывает словарик с такими вот условными словечками Флайледи. Читала, узнавала себя, смеялась. Автор с первых страниц создаёт позитивный настрой, располагает к себе: ей хочется верить, как своей близкой подруге. И вся книга написана с юмором: читаешь, улыбаешься, смеёшься и начинаешь относиться к уборке с улыбкой, а не раздражением.

Первый же совет автора вызвал у меня недоумение: дома надо ходить в туфлях (желательно, со шнурками, чтобы их труднее было снять)! Я хожу в туфлях целый день на работе, ещё и дома не давать ногам отдохнуть? Похихикала я над туфлями, но подумала: а что я теряю? Раз уж решила пробовать, значит, надо надевать туфли. Правда, я дважды схалтурила. Во-первых, у меня нет туфель на шнуровке, поэтому надела туфли на липучке. Во-вторых, в последние годы я живу по принципу, что существует только два вида обуви — Rieker и НЕ-Rieker, отдавая предпочтение первой. Даже надевая туфли на каблуке, мне легко и удобно, и каблука я совсем не ощущаю. В общем, надела я туфли...
...и меня сразу потянуло на подвиги! Марла Силли рекомендует начать с раковины на кухне. Ну, что же, отправляемся на кухню. В книге приведена подробная инструкция по мытью раковины. Честно признаться, никогда не мыла её таким образом, как описано в книге. Что тут сложного: насыпал/налил моющее средство, протёр тряпочкой и готово! Как бы не так! Сначала раковину рекомендуется замочить на час, набрав в неё воды с бытовым отбеливателем. Налила воду, насыпала отбеливатель, оставила отмокать. Пока раковина отмокала, я нарезала мясо, прокрутила через мясорубку и вымесила фарш, промыла баранью череву и закатала 2 кг колбасок. Потом вернулась к мытью раковины, точно следуя инструкции. Итог: я горжусь своей раковиной (всё строго по книжке: мне кажется, что даже новой раковина не была такой стерильной), в холодильнике расстаиваются колбаски из косули со свининой. А я гордая расхаживаю по квартире в туфлях и меня продолжает неудержимо тянуть на подвиги. Пришлось идти гладить бельё.

Утро следующего дня я начала в туфлях. Надев их на себя спросонья, я прошлёпала на кухню, где меня — о чудо!   встречала сверкающая белизной раковина. Выводы первого дня.
1. Туфли дисциплинируют. Когда носишь туфли на работе, подтягивается живот, выпрямляется спина, ты расхаживаешь на работе вся такая раскрасавица. Дома — тот же эффект. Ты не можешь валяться в туфлях на диване, их не скинешь так же легко, как тапочки, раз ты надела на себя туфли, ты просто ощущаешь потребность немедленно сделать что-то по дому.
2. Когда раковина блестит и сияет, у тебя поднимается настроение с самого утра, ты понимаешь, что готова к новым подвигам.

В общем, первые опыты дали позитивное подкрепление, а поэтому я продолжила. Как вы обычно делаете уборку? Совершаете трудовые подвиги в течение выходного дня (как и я)? Одно из словечек Флайледи шажки. Делать не всё и сразу раз в неделю, а понемногу, но каждый день. Очень понравилась система шажков-15-минуток, которую я тоже немедленно испробовала. Итак, 15 минут я глажу бельё. Время истекло, бросаю, несмотря на то, что не глаженного белья ещё много. Следующие 15 минут я разбираю одну (именно одну: автор пишет, что не надо доставать из шкафов и полок вещей больше, чем можно разобрать за час) книжную полку в комнате: снимаю с неё все книги и безделушки, протираю пыль, возвращаю всё на обратно, красиво расставляя. Третью четверть часа я снова посвящаю полке, но на этот раз полке с бельём в шкафу. Плюс — ставлю чайник и загружаю стиральную машинку. Последние 15 минут — мои. Пью кофе и просматриваю ленты в социальных сетях.

В общем, пока читала книгу, разобрала пять книжных полок и пять полок с куклами (если второе вам кажется слишком простым, вы ошибаетесь: всех кукол — а у меня только Cabbage Patch Kids 19 душ  требовалось искупать, привести в порядок их волосы, постирать/погладить их одежду), а также три полки в шкафу-купе. То есть, сделала то, до чего обычно просто не доходят руки. Не считая того, что выполняла и текущие домашние дела: готовила еду, гладила бельё, мыла пол, возилась с комнатными растениями (которых у меня тоже немало) и т. п. И всё это получалось как бы между делом, легко, без напряжения, я выделяла на домашние дела совсем немного времени ежедневно и не уставала.

Ещё одно милое словечко Флайледи Буги в 27 Бросков (инструмент, позволяющий вам избавить дом от хлама, выбрасывая по 27 предметов за один раз). Я не считала количество вещей, которые я выбрасывала за эти несколько дней, но я решила вырабатывать у себя такую привычку: выходишь из дома на улицу — захвати с собой вещи на выброс. В частности это коснулось коробок из-под бытовой техники, живущих на балконе, постепенно захламляя его — гарантийный срок на технику давно истёк, а коробки всё лежат и лежат — хлам. Начав разбирать письменный стол, обнаружила кучу ненужных бумаг — хлам! Вещи, из которых вырастает моя дочь, я обычно отдаю знакомым или благотворительной организации, но вот старые колготки и нижнее бельё отправились к мусорному баку — хлам!

Очень понравилась мне идея автора о делении дома на пять Зон и уборка по Зонам. 1 неделя месяца — 1 Зона (даже если в неделе 3 дня), в которой ты должен проводить за уборкой по 15 минут в день. Считаю такой подход актуальным в условиях постоянной занятости на работе. А потому планирую обязательно опробовать этот подход в сентябре. Если приживётся — сделать его нормой.

В книге очень много детальных рекомендаций по делению домашней работы на отдельные фрагменты, чтобы можно было выполнять её шажками, по организации и планированию домашнего хозяйства: уборка, еда, поездки на отдых, переезд и т. п. Какие-то рекомендации можно брать в готовом виде, другие — адаптировать под нашу реальность (в процессе чтения чувствовался разный менталитет американок и российских женщин). Какие-то советы вообще показались мне излишними. К примеру, я люблю готовить, делаю это с удовольствием, мне никогда не бывает жалко времени, потраченного на приготовление пищи. Поэтому глава книги "Что у нас на обед?" лично для меня не оказалась полезной: я легко планирую всё, что связано с приготовлением пищи, закупкой продуктов, у меня редко возникает ситуация в стиле: собралась приготовить плов, а дома нет риса, я даже представить не могу, что мы будем есть на ужин фастфуд и т. п. 

После каждой главы приводятся письма женщин, которым как-то помогла Флайледи. Эти письма очень важны: во-первых, ты понимаешь, что ты не один сталкиваешься с такими проблемами по организации домашнего хозяйства, а во-вторых, видя, как справляются другие, начинаешь верить в себя — я тоже так смогу.

Понятно, что за несколько дней, пока читала книгу, невозможно навести полный порядок во всей квартире. Но тем не менее, результаты есть уже сейчас. И основной из них —переход из состояния неуверенности в себе, невозможности справиться со всем объёмом домашних хлопот, состояния, при котором сама мысль об уборке вызывает приступ мигрени — к состоянию позитивного отношения к месту, где ты живёшь, к обустройству уюта в нём, для чего просто не обойтись без уборки, пусть и немного в ином качестве относительно того, к чему мы привыкли. Главное — не останавливаться на достигнутом. Особенно тогда, когда отпуск закончится. А потому полезные привычки в виде шажков, буги в 27 бросков и пр. буду продолжать формировать сейчас, чтобы это стало частью повседневной жизни.

Купить книгу в Озоне >>> 
Купить и скачать электронную книгу на ЛитРес >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

8 комментариев:

  1. Мария, поздравляю. Вы мужественная женщина :) У меня, обычно, такое проходит всего лишь на несколько раз.
    Сейчас появилась привычка: вижу что-то не так, сразу делаю. Конечно, в пределах разумного.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, я тоже пока не знаю, надолго ли меня хватит. Но настроена решительно :-)

      Удалить
  2. Молодец, Маша! В очередной раз горжусь тобой. Про туфли подумаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, у меня теперь стоят туфли и тапки рядом. Если я хочу отдохнуть, ничего не делать, надеваю тапочки. Но если надо себя смотивировать на какую-то работу по дому, переобуваюсь в туфли. Вот смешно, наверное, со стороны об этом читать и представлять это, но ведь работает!

      Удалить
  3. Боже, какая прелесть! Это самый тот Волшебный Пендель и для меня!)))))))))))))
    Теперь проблема: где взять такие туфли и надолго ли меня хватит?))))
    Мария, периодически сообщайте, плиз, о своих результатах!!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, вот и мне тоже нужен был этот волшебный пендель! А туфли — они могут быть любыми, я свои привела для примера: да, они не на завязках-шнурках, но каблучок есть небольшой. Но главное, что надев их, я просто рвусь в бой!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Мария Николаевна! Вот как у Вас получается, что прочитаю Ваш отзыв, кладу книгу в корзину на сайте :) И раковину уже отмыла, и часть кухни, смотивированная Вашим отзывом. В туфлях, правда, дома не хожу, они у меня все на шпильках и жара у нас страшная в городе, даже под кондюком хочется ходить налегке, но все приемы, о которых Вы упомянули, взяла на вооружение :) А вот книгу прочитаю, то еще будет! :)
    Лишь бы надолго хватило запала, поэтому пишите периодически о своих успехах! Это помогает не сходить с дистанции!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, доброго времени суток! Очень рада, что Вы тоже прониклись :-) С удовольствием буду читать и о Ваших успехах тоже. В Интернете есть много сообществ на эту тему, но я не хочу туда погружаться: всё же уборка — это не цель существования, а средство создания благоприятной среды для этого самого существования :-)

      Туфли на шпильках у меня одни единственные: ноги больные + лишний вес = не могу носить шпильки. Я даже эти туфли надеваю только для того, чтобы где-то красиво постоять или посидеть, а потом, при первой возможности, переобуться во что-то более удобное. Но без каблука совсем не могу, поэтому вот и выбрала для себя бренд с очень комфортной обувью. И сейчас отсутствие туфель на ногах дома очень сильно расслабляет. Сразу лень появляется.

      В квартире стало как-то свободнее. Число перебранных/прибранных полок в шкафу-купе растёт с каждым днём, сокращается количество не глаженного белья (это для меня самая ненавистная часть домашней работы, а потому у меня обычно египетские пирамиды). Раковина блестит и сияет. Вчера вот рано поужинала и не помыла посуду сразу, отвлеклась на телефонный звонок. И забыла. Но вечерний ритуал (ещё одно из словечек Флайледи) заставляет проверить состояние раковины. Поэтому раковина сейчас просто не бывает грязной.

      А про книги. Я вот недавно как раз думала: как так, столько читаю последние два года, и ни об одной прочитанной книге не жалею! Да, что-то понравилось больше, что-то не оправдало ожиданий, но тем не менее... Разве так бывает? А потом поняла: ни одна книга случайно ко мне не попадает. Очень разборчива в выборе книг. Возможно, поэтому такой результат.

      Удалить