Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

вторник, 29 сентября 2015 г.

Роберт Саттон. Не работайте с м*даками

На книге стоит маркировка 18+ — я так понимаю, что это из-за слова, которое в заголовке "запикано", но в тексте книги встречается многократно. Именно из-за этого я некоторое время не могла определиться: нужна ли мне эта книга. Конечно, не литературное слово в названии и в тексте — это и провокация, и маркетинговый ход. Меня, скорее, подкупило второе. Сколько бы я не убеждала себя, что мне просто неприятно, когда в литературе, пусть и не художественной, используются такие выражения, что не надо вестись на эту провокацию (пусть даже её автор — преподаватель в Стэнфордском университете)  любопытство взяло верх — я всё-таки купила эту книгу. Правда, пришлось отойти от своей же традиции, когда книга, которую я в данный момент читаю, лежит у меня на рабочем столе, и любой ученик при желании может подойти, полистать.


С каждым годом всё сильнее замечаю за собой: как же выводит из себя отсутствие профессионализма у других людей. А если такой человек ещё и наделён властью, а если он ещё и по характеру хам и подлец — всё, убойная смесь. После каждого общения с таким человеком гарантировано испорченное настроение и снижение эффективности собственной работы на какое-то время — просто сильно выбивает из колеи. Кроме того, в оглавлении книги привлекла внимание глава, обещающая помощь в распознавании свойств этих мерзавцев и у себя тоже. Очень полезный самоменеджмент: как самому не стать таким же м*даком, как контролировать себя при взаимодействии с другими людьми: у каждого из нас бывают ситуации,  когда мы можем своими словами незаслуженно обидеть другого человека. На этот счёт автор справедливо отмечает: "Если вы никогда, ни разу в жизни не вели себя как м*дак, пожалуйста, незамедлительно свяжитесь со мной — я хочу знать, как вам удалось совершить этот сверхчеловеческий подвиг".

Читала очень легко: многие ситуации очень узнаваемы, автор пишет прямолинейно, но с юмором. Именно это сочетание позволяет не только вспомнить ситуации, когда вы были жертвами м*даков, но и взглянуть на них по-иному: увидеть м*дака в жалком свете, улыбнуться и отпустить преследующее неприятное ощущение/воспоминание.

Очень позабавило, что м*даков, оказывается, можно классифицировать: они бывают временными и сертифицированными. Смешно было (хотя на самом деле это грустно) читать о способности м*даков к размножению внутри одной организации: подобное притягивает подобное.

Конечно, книга в большей степени ориентирована на руководителей: именно от них во многом зависит атмосфера в рабочем коллективе. Советы же для тех, кто вынужден взаимодействовать с м*даками обобщённо можно свести к банальному: "Не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней". Хотя и это не всегда бывает просто сделать. Вот основные тезисы автора на тему выживания среди м*даков.
  • Найдите новую перспективу.
  • Надейтесь на лучшее, готовьтесь к худшему.
  • Выработайте безразличие и эмоциональную отстранённость.
  • Стремитесь к маленьким победам.
  • Ограничьте свою уязвимость. Спрячьтесь от воздействия негодяев.
  • Создавайте зоны безопасности, поддержки и здравомыслия.
  • Сражайтесь и одерживайте маленькие нужные победы.


Было в книге и то, с чем я категорически не согласна. Начиная читать, я предполагала, что м*дак — это некомпетентный сотрудник, прикрывающий отсутствие профессионализма хамством, властными полномочиями и т. д. Но оказалось, что Роберт Саттон пишет, что нередко м*даками становятся классные профессионалы. Он приводит много конкретных примеров (с именами и местом работы). Большинство имён мне были незнакомы, но была поражена, узнав, что ярким примером сертифицированного м*дака является Стив Джобс. И, несмотря на то, что целая глава книги посвящена достоинствам м*даков, автор считает, что каким бы профессионалом своего дела не был м*дак, это его не оправдывает. И что все попытки объяснить хамское поведение особенностями людей творческого склада, издержками их гениальности — это глупость. Что если человек, каким бы выдающимся он ни был, проявляет качества м*дака, то это является показателем его некомпетентности. Ну, не знаю, кому как, а я многое готова простить человеку, если он профессионал. Если я знаю, что общение с этим человеком поможет моему развитию как профессионала, если я знаю, что его деятельность важна для организации, для меня лично, и способствует конструктивным переменам, то я готова мириться с некоторыми его.... ммммм... особенностями. Хотя, конечно, и здесь существует определённый порг терпимости. И откровенных оскорблений терпеть нельзя в любом случае.

Писала отзыв, как в ленту упал скрайбинговый проморолик по книге от +Манн, Иванов и Фербер.



Купить книгу на Озоне >>>  
Купить и скачать электронную книгу на ЛитРес >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

6 комментариев:

  1. Мария, снова великолепное ессе. Позволила себе послесловие http://webprofilportfolio.blogspot.com/2015/09/blog-post_30.html

    ОтветитьУдалить
  2. Мария, думается книга из разряда "психологических". Она, исходя из вашего поста, учит жизни, ведь таких людей много вокруг. Согласна, если еще они стоят у власти, да еще посягают на мою свободу - все, конец нервам, конец спокойствию, да здравствует хаос мыслей и потоки негодования! И использовать правила "защиты" от м*даков весьма трудно. Испробовано на себе. Но , искренне верю, что терпение и труд все перетрут.
    Спасибо за отзыв, коим навеяны размышления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, по содержанию книга хорошая. но я никак не могла избавиться от ощущения какой-то грязи, что ли... Хотя автор постоянно подчёркивает, что надо называть вещи своими именами, я не могу. Видимо, старею ;-)

      Удалить
    2. Да нет, Мария, это не старость. Это просто определенный уровень культуры. И как бы эту высокую планку не старались сегодня снижать СМИ, мы -то все равно стремимся к высокому! Спасибо Вам за это стремление.
      С праздником! Оставайтесь такой же творческой личностью!

      Удалить
    3. Лариса, спасибо за поздравление. Вас тоже с нашим профессиональным праздником.

      Удалить