Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

вторник, 31 января 2017 г.

Франс Белльвиль-Ван Стоун. Скетчи

Поскольку весь декабрь и январь у меня выдались очень творческими, решила завершить его запоздалым написанием отзыва на книгу о том, как делать зарисовки в повседневной жизни. Эта книга издательства +МИФ, как и множество других книг по творчеству, прочитанных ранее, внесла свой вклад (простите за штамп) в моё желание сделать творчество если не ежедневным ритуалом, то тем, без чего крайне сложно обходиться. Купила её, едва увидев название и обложку: стала увлекаться созданием быстрых зарисовок после попыток пройти курсы экстрим-скетчинга в Школе рисования Вероники Калачёвой. А потому ждала от книги чего-то вроде курса молодого бойца по рисованию скетчей. Привлекло и то, что автор книги — самоучка. Я тоже никогда не училась академическому рисунку, все мои опыты остались в школьных уроках рисования, которые давались мне с огромным трудом. да и вообще с детства за мной тянется шлейф мысли о том, что рисование — это не моё. Но вот после 40 вдруг появилась потребность рисовать. Я не стремлюсь к академической точности, для профессионалов мои опыты, возможно, покажутся неуклюжими и смешными. Но для меня это способ восполнения запасов духовной энергии. А талант? Автор так пишет об этом: "Если талант действительно существует, я бы определила его так: способность проводить неограниченное количество времени за любимым занятием и вера в то, что обязательно что-нибудь получится".


Ожидания от книги оправдались и не оправдались одновременно. Это не учебник по рисованию скетчей и вообще никакой не учебник. Это просто прекрасно изданная книга (держать в руках и листать — одно удовольствие!), которая описывает опыт автора; это книга, иллюстрированная множеством её рисунков. А потому я немного разочарована. Хотелось инструкций, мастер-классов, объяснений. С огромным удовольствием наблюдаю в инстаграме (мой, не успев возникнуть, как-то быстро стал совсем-совсем творческим: и фотографии, и большинство подписок подчинены именно этим целям) за творчеством нескольких скетчеров и мечтаю, что когда-нибудь кто-то из них напишет книгу-учебник по скетчингу. Потому как мой опыт рисования по видеоурокам показывает, что научить можно даже с нуля. Я планировала написать отзыв на эту книгу ещё перед новым годом. А потому — вот вам фото моего скетча, сделанного маркерами по видеоуроку Жени Липатовой (я потом отсканировала свой рисунок, и распечатала на фотобумаге новогодние открытки).

А вот ещё один новогодний скетч я нарисовала акварелью (плюс линёры для графичности) даже не по видео, а по фотографиям с поэтапным описанием работы.

Вот каких-то таких уроков (с объяснением технологии) мне бы и хотелось увидеть в книгах. Причём таких, чтобы не простое копирование, но и понимание того, как приёмы и техники использовать при создании других скетчей. Смотрю то, что выходит сейчас на эту тему в разных издательствах (ощущение такое, что происходит какой-то творческий бум в сознании людей, на который активно откликается рынок), но пока ничего подходящего для себя не вижу.

Однако в книге оказалось и много полезной информации, так что не жалею о покупке и чтении.

Во-первых, автор даёт подробный обзор материалов, которыми пользуется сама.  Я вот только-только начинаю понимать, что рынок художественных материалов огромен, и разобраться в нём непрофессионалу крайне сложно. Правда, местами автор лукавит, говоря о стоимости художественных материалов и её влиянии на результат. В частности, она пишет, что пользуется набором красок Winsor&Newton. Я погуглила в Интернете и просто влюбилась в их коробочки с акварелью: они такие компактные, многофункциональные. В общем, мечта. Но стоимость этой мечты заоблачна (видимо, в этих облаках мечта и летает). Или другой пример: маркерами автор почти не пользуется, но те, какие у неё есть — фирмы Copic, тоже недешёвое удовольствие я вам скажу.

Во-вторых, есть описание некоторых техник рисования. Меня просто потрясло, как автор работает ручкой или карандашом, используя штрихование, какого реализма добивается этим приёмом.

В-третьих, книга полна вдохновляющих рисунков автора. Саму книгу я прочитала бы за час-полтора. Но это если только текст. В итоге читала я гораздо дольше, потому как подолгу рассматривала рисунки, ловила себя на том, что гладила некоторые из них, словно это поможет разобраться в том, как это нарисовано.

В-четвёртых, когда не знаешь, что нарисовать, можно воспользоваться алфавитным словариком автора (разумеется, тоже с примерами её рисунков), приведённым в последней главе "Идеи для творчества". Вот тут действительно начинаешь смотреть на знакомые вещи совсем под другим углом. Хотя на протяжении всей книги автор и без словаря учит искать источники вдохновения вокруг. Пока читала, рука невольно потянулась к блокноту и линёру, передо мной стоял подсвечник, и вот его-то я и нарисовала попутно буквально за 5 минут: разве сложно найти столько времени для рисования? А рука набивается понемногу...


А ещё любопытно, что эта книга помогла мне избавиться от давнего страха перед рисованием автомобилей. Рисуя, я просто вспоминала обложку книги (она вообще меня сразу вдохновила), а также один из рисунков в ней с поэтапным рисованием автомобиля. Оказалось, что это не страшно! В начале января я нарисовала кэб в рамках онлайн-курса "Акварельный Шерлок" (подробно писала об этом здесь).

Это оказалось так увлекательно, что решила закрепить в быстром (нарисовала минут за 15—20) скетче маркерами.

А в середине января как-то увидела фотографию в ленте издательства: последние полгода я стала фотографировать какие-то виды или сохранять понравившиеся фотографии, рассматривая их в качестве потенциальных референсов для скетчей. "Рисование — это прежде всего умение видеть"— пишет автор. Вот и я стала замечать за собой это новое качество: смотрю на то, что меня окружает, с позиции того, как бы я это нарисовала. С этим фото даже сомнений не было: рисую! И тоже сделала скетч в двух вариантах.

Маркеры

Акварель

В общем, я могу быть благодарной автору уже только за эти свои машинки😊. А издательству — за то что издаёт удивительные книги для творческих людей. Купила ещё две, заказала ещё три... Буду читать и рисовать! И вам того же желаю!

Купить книгу на Озоне >>>
Купить книгу на сайте издательства >>>

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Мария! очень рада нашему знакомству по Скетчбуку вояж. Мне очень близка тема по поиску себя. Начала вдруг рисовать после 60... монотипия захватила, а рисовать никогда не пробовала, не мое это было. А затем была встреча с книгой Бетти Эдвардс ,,Нет страха в рисовании,, благодаря ей начала срисовывать кверх ногами. Затем пробы рисования маслом, пастелью. Но акварель - это просто чудо! Я влюбилась в нее, а она пока нет. Обратила внимание на скетчинг, здорово! набрала книг в библиотеке, есть что посмотреть и взять на заметку.Спасибо за ваши публикации и опыт. благодарю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Maryna, что-то я пропустила Ваш комментарий...отвечаю не слишком-то оперативно... Спасибо за рекомендацию книги Бетти Эдвардс, посмотрю обязательно. У меня дома за последние полгода целая библиотечка небольшая уже сложилась из книг по рисованию (начинала с книг по визуальному мышлению, теперь вот интересна и сама техника рисования). А проекту Скетчбук вояж я тоже очень благодарна. И за интересных людей, и за новые идеи, и за огромный стимул к саморазвитию.

      Удалить
  2. Мария, привет! Спасибо коммент. Люблю читать обзоры и рекомендации. Ваши работы прекрасны и работоспособность вдохновляет. Скоро вы получите свой скетч-бук, он уже на финишной прямой. Удачи

    ОтветитьУдалить