Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

суббота, 2 января 2016 г.

Агата Кристи. Занавес: Последнее дело Пуаро

Я уже не раз писала, что у моего папы неплохая библиотека. Причём, книги, которые он покупал последние 10 лет, в большей степени отразили мечты иметь их в библиотеке в советское время: то, что не было доступно в условиях тотального дефицита тогда, можно свободно купить сейчас. Именно к таким книгам относится собрание сочинений Агаты Кристи в издании, которое осуществил еженедельник "Аргументы и факты" совместно с издательством "Эксмо". Приезжая в гости к папе, я часто буквально зарываюсь в этот многотомник, выискивая детективы, не прочитанные мною ранее. Именно так были прочитаны "Тайна замка Чимниз" (отзыв) и "Тринадцать загадочных случаев" (отзыв), "Раз, два — пряжку застегни" (отзыв) и "Пять поросят" (отзыв), "Ночная тьма" (отзыв) и "Пассажир из Франкфуркта" (отзыв). Каждый раз я боюсь, что не смогу найти детектив, с которым ещё не знакома, но Агата Кристи написала так много, что, похоже, мне всегда будет что почитать в те часы, когда хочется лёгкого чтения с одной стороны, но "лёгкого" — не значит, низкопробного. Хочется погрузиться не только в сюжет, но и в стиль, язык повествования. Хочется восхищаться автором, переживать за героев, и до последнего не понимать, чем закончится роман.


Так получилось и с романом "Занавес". Прочитала буквально за несколько часов. Первоначально планировала разделить чтение на два дня, но настолько погрузилась в сюжет, что не могла оторваться. Хотя перечитывать вряд ли буду: этот роман не лучшее из прочитанного мной у Агаты Кристи. Однако в нём есть несколько интересных моментов, которые и удерживали моё внимание с первых до последних страниц книги.

Во-первых, это ощущение ирреальности происходящего по сюжету романа. Агата Кристи написала столько романов об Эркюле Пуаро, что как-то не хотелось верить в то, что какое-то из дел окажется последним в его карьере. Уникальные способности, которые Пуаро не раз демонстрировал в произведениях королевы детектива, как-то незаметно поставили его в моём сознании над простыми людьми, над которыми не властны время и законы природы. Очень тяжело было представлять Пуаро в образе больного старика, дни которого сочтены. А потому я искренне расстроилась в финале, поняв, что это не мистификация, это действительно конец.

Во-вторых, меня восхищал не только гений Пуаро, но и гений самой Агаты Кристи; как так можно было задумать и написать роман, а затем продержать его в столе более 30 лет? То есть, сначала спланировать и описать финал, а затем ещё долгие годы работать над основной частью. В романе есть некоторые отсылки к другим произведениям: читаешь и понимаешь, о каких делах Пуаро идёт речь. Ну, и сама по себе история великого сыщика спроектирована эффектно: первое и последнее дела Пуаро происходят в одном и том же месте.

В-третьих, читая, я постоянно ловила себя на мысли о том, что весь роман построен на двух противоположных качества человека: лжи и доверии. С одной стороны, постоянная ложь практически всех героев книги, в том числе, казалось бы, совершенно положительных. Читателю каждый раз приходится вдумываться: сказал ли герой правду или солгал. И если солгал, то какова цель этой лжи? Один лжёт, потому что скрывает от других своё прошлое. Другая — потому, что то ли бережёт своего отца, то ли действует наперекор ему, словно бунтующий подросток. Третьему выгодно представить истиной то, что на самом деле ею не является. Так кто же из героев врёт потому, что он и есть преступник? Интрига, которую автор поддерживает на протяжении всего романа.

А с другой стороны мы видим добродушного и простодушного капитана Гастингса, мера доверия которого к людям превышает ложь всех героев, вместе взятых. Он не может принять то, что ему лгут все. Даже его друг Пуаро.

В-четвёртых, меня поразили мотивы преступника. Обычно, при всём разнообразии преступлений, мотивы преступников стандартны: деньги, ревность, сокрытие информации или другого преступления... Здесь же мотивы есть у всех, но...их нет ни у кого. И, когда выясняется личность истинного преступника, становится страшно. Потому, что мотивов у него нет, но они есть, и очень изощрённые — настолько, что привлечь к ответственности его невозможно. Идеальные преступления, совершаемые другими людьми, которые в других условиях никогда бы не пошли на такие действия. В терминах современного уголовного законодательства можно было бы назвать главного виновного подстрекателем. Но даже и в нашем случае это далеко не самый высокий уровень ответственности в случае доказанности вины. В общем, дело интересно ещё и с юридической точки зрения, когда крайне сложно найти в действиях истинного убийцы признаки состава преступления.

В общем, очень неожиданный детектив. Агата Кристи умеет удивлять читателя.

Купить книгу на Озоне >>>
Купить и скачать электронную книгу на ЛитРес >>>

4 комментария:

  1. Согласна с вами, Мария, Агата Кристи умеет удивлять читателя. Мне очень нравятся ее книги: до последнего не знаешь, кто убийца. Периодически к ним возвращаюсь:читаю, наслаждаюсь , а потом "ухожу", чтобы вновь вернуться )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Лариса, я тоже всегда с удовольствием читаю и перечитываю романы Агаты Кристи.

      Удалить
  2. Я отказываюсь читать "Занавес", не могу себя заставить. Мне кажется, что пока я его не прочитала Пуаро - вечно живой:) Бред, конечно, но не хочу, чтобы он умирал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лидия, почему бред? По-моему, это такой вариант защитной реакции, которая у каждого человека своя. Я вот как-то спокойно отнеслась к сюжету. С мыслью о том, что я снова найду какой-то непрочитанный роман о Пуаро, а значит, он снова будет в строю.

      Удалить