Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

суббота, 30 января 2016 г.

Юлия Тараканова. Азбука. Живые буквы

Тема раннего развития детей заинтересовала меня, когда я была беременна. Читала о разных методиках, примеряла их к себе. Больше всего тогда меня привлекла методика, основанная на кубиках Зайцева. Кубики появились в нашей семье, когда дочери исполнилось 5 месяцев. Вместе с кубиками нам тогда подарили книгу Лены Даниловой "Кубики Зайцева в семье: с рождения до школы". Сейчас я не увидела этой книги в интернет-магазинах, но для меня тогда она стала настоящим открытием. Книга, прилагающаяся к кубикам, описывала только групповые занятия со старшими дошкольниками, а книга Даниловой оказалась универсальна. Кубики тогда плотно вошли в наш день: я пела попевки, писала кубиками всё, что происходило вокруг: еду, одежду, игрушки, вырезала из книги сопровождающие кубики игры и карточки, активно используя их. У меня не было цели научить маленькую дочь читать, мне хотелось лишь помочь ей с развитием речи. Но читать дочь начала около двух лет (простые слова и словосочетания, в том числе, в незнакомых ситуациях: к примеру, в 2 года на приёме у логопеда, схватив банку из-под огурцов, в которой хранились карандаши, громко сказала: "Написано "Дядя Ваня!"); в 2,5 года она писала самостоятельно кубиками несложные слова (2-3 кубика). А годам к трем интерес к ним как отрезало и все... даже навык чтения пропал. Мне хватило ума оставить ребёнка в покое. К чтению мы вернулись только в 5 лет, все начинали практически с нуля, сначала было непросто... А в 5,5 лет дочь впервые оказалась на 3 недели одна в стационаре больницы. Спустя несколько дней она попросила меня... принести ей почитать книжку. Я удивилась, но книжку принесла. Я удивилась ещё больше, когда она взяла книгу и сразу просто начала читать! Тогда я в очередной раз задумалась над тем, что всему своё время. Появилась потребность в чтении: навык стал быстро развиваться, актуализировались умения, полученные в раннем возрасте.

Столь длинное вступление вызвано тем, что сегодня я хочу рассказать об одной из новинок детской серии издательства +Манн, Иванов и Фербер,  связанной именно с обучением чтению. А точнее, обучению буквам, алфавиту. Это набор развивающих парных карточек: в каждой паре одна карточка представляет собой какую-то букву алфавита, а на другой нарисована картинка со словом, которое начинается с этой буквы.


Скажете, что это похоже на стандартные азбуки, которых очень много в разных вариациях? А вот и нет! Пособие Юлии Таракановой имеет целый ряд особенностей.

1. Каждая пара карточек соединяется друг с другом по принципу пазла. Причём, типы соединений у каждой пары разные. Встречала такое раньше в детских играх с картинками: можно, используя такой принцип соединения, придумать разные упражнения.

2. Картинка на карточке включает в себя очертания буквы, на которую она начинается. Вот, например, как выглядит одна из карточек.
Автор считает, что с помощью таких картинок ребёнок сможет быстро запомнить внешний вид букв, выучить алфавит.

Забавно, но такой принцип рисунков напомнил мне методику изучения китайских иероглифов, описанную в книге Chineasy.

3. Очертания буквы покрыты тонким слоем лака: когда проводишь пальцем, ощутима разница между буквой и рисунком или фоном карточки. По мысли автора, это сделано для знакомства с буквой через тактильные ощущения.

4. В комплект входит краткое описание поэтапной работы с карточками: описание очень доступное и простое в реализации.

5. Удобный формат издания: карточки упакованы в небольшую коробку. Можно играть везде, брать с собой в дорогу.

Однако это пособие вызвало у меня неоднозначные впечатления. И связано это с самыми разными причинами.

1. Сами рисунки. Я понимаю, что сейчас буду рассуждать с позиции взрослого, что ребёнок всё это будет воспринимать совсем иначе, а потому, возможно, мои замечания здесь излишни. Но я просто выскажу своё мнение. Рисунки мне показались очень примитивными, какими-то лубочными. На мой взгляд, рисунки в таких пособиях должны быть либо такими, на основе которых ребёнок смог бы сам нарисовать этот объект, повторив его (для деток постарше), либо быть максимально реалистичными, чтобы формировать в сознании ребёнка образ того или иного объекта (для малышей). На мой взгляд, эти рисунки не работают ни на то, ни на другое. Они просто притянуты к единственной цели: вписать в картинку букву. Из-за этого не всегда объекты являются легко узнаваемы. Хотя, справедливости ради, встречаются и замечательные картинки.

Кроме того, ассоциации, возникающие с этими рисунками, далеко не всегда совпадают. Вот с этой карточной у меня, например, возникает стойкая ассоциация метрополитена. Хотя я не живу в Москве, и метро в Челябинске строится ого-го сколько лет без каких-то видимых сроков окончания.
Я понимаю, что у годовасика такая ассоциация вряд ли возникнет, но вот у ребёнка постарше — запросто. Правда, автор предусмотрела такой вариант развития событий, призывая поощрять ребёнка к формированию своих ассоциаций.

Мне всегда было забавно наблюдать, как авторы азбук выходят из положения с буквами Ъ, Ы и Ь. В этом издании на букву Ы приходится сыр, на Ъ — кирпич (видимо, потому, что твёрдый), а на Ь — кот с клубочком ниток, лежащие на подушке (видимо, потому, что мягкие). Мне сразу вспомнились местами нелогичные ассоциации с отдельными буквами алфавита, которые использовались во время открытия олимпиады в Сочи.

2. Методика. Возможно, мой скепсис здесь связан именно с моим "зайцевским" прошлым. В методике по кубикам Зайцева алфавит изучался уже после того, как ребёнок научится читать. А обучение грамоте шло не через обучение буквам, а через чтение по складам. Но я считаю, что это пособие можно использовать как вспомогательное при обучении ребёнка языку.

3. Качество издания. Здесь к издательству +Манн, Иванов и Фербер обычно сложно предъявить какие-то претензии: бумага, полиграфия — всё всегда на высоте. Но всё-таки, если пособие позиционируется для детей от года, карточки должны быть более плотными (я своей дочери ламинировала плёнкой для оклейки учебников и кубики, и все карточки — в итоге они и нам хорошо послужили, а потом были переданы "по наследству" внучке Дианиной крёстной), лучше из плотного картона, а коробка более основательной (она еле вмещает все карточки, крышка закрывает неплотно, бумага для коробки тоже должна быть более плотной).

У меня нет маленьких детей, а потому и нет возможности проверить набор карточек на практике. А потому буквально через неделю это пособие будет подарено одной маленькой девочке и её заботливой маме. Надеюсь, они смогут более профессионально оценить "Азбуку".

Информация на сайте издательства >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий