Блог создан для участия в проекте Читать не вредно — вредно не читать! Если вы тоже так считаете, присоединяйтесь!

О том, как я читаю, можно узнать в интервью Вадима Бугаева.

Translate

воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Джон Миллер и Карен Миллер. Правила счастливых семей

Очень удачно сложилось у меня с этой книгой. Во-первых, после прочтения "Битвы по средам" захотелось не только перечитать Шекспира, но и переосмыслить свои взгляды на воспитание дочери (уж очень не хочется походить на родителей Холлинга). В конце прошлой недели я получила бандероль из издательства Манн, Иванов и Фербер с книгами на рецензию. Среди них оказалась и эта книга.  Мы постоянно думаем о совершенствовании в профессии, учимся, повышаем квалификацию, применяем полученные знания на практике. Но при этом не задумываемся над тем, что профессиональный рост не подменяет рост личностный. Что быть дочерью, сестрой, женой, матерью и т. п. — тоже определённая наука, которая не даётся нам автоматически.

С первых страниц книги мне захотелось её...переименовать! Я приготовилась читать банальные фразы о том, как выбрать спутника жизни, как выстраивать отношения в браке, какие-то назидательные поучения о воспитании детей — то есть, всё то, что у меня стереотипно ассоциируется с названием книги. Но, уже первая глава — "Личная ответственность" — определила, что речь пойдёт о другом. А потому, для меня эта книга — не "Правила счастливых семей", а "Как воспитать в себе ответственного человека". Даже если вы считаете себя таковым, то, читая книгу, поймёте, что есть простые способы не только укрепить в себе чувство ответственности, но и помочь развить его в своих детях, учениках, коллегах.

Книга поражает своей простотой и универсальностью. Метод, который придумали авторы для воспитания ответственности, носит название QVQ — Question Behind the Question. Авторы считают, что есть вопросы неправильные, а есть вопросы QVQ. Задавая себе неправильные вопросы, мы изначально настраиваем себя на отрицательные последствия. Вспомните, как часто вы говорите себе: "Почему мой ребёнок меня не слушается?". Это неправильный вопрос, вопрос "почему". Когда мы задаём себе такой вопрос, мы словно жалуемся на свою трудную жизнь окружающим, провоцируя мышление жертвы. Мы переносим свою ответственность за воспитание своего ребенка на него самого. Другой пример. "Когда ты будешь убирать в своей комнате?" Варианты: "мыть посуду", "приходить вовремя домой" и т. п. Узнали себя? И опять вы задали неправильный вопрос! Ведь вопросы типа "когда" приводят к промедлениям. Вместо того, чтобы жить здесь и сейчас, мы откладываем уборку в комнате, мытьё посуды и своевременное возвращение домой на неопределённый срок, не правда ли? И, наконец, третий неправильный вопрос. Вспомнились "Три медведя": "Кто спал на моей кровати?", "Кто ел из моей чашки?". То же, но от себя: "Кто будет заправлять твою постель?". Что мы делаем, задавая вопрос "кто"? Обвиняем другого человека. 

Я была просто шокирована. Оказалось, что моя речь состоит из неправильных вопросов. Вместо "почему", "когда" и "кто", надо спрашивать себя: "что", "как" и "каким образом". "Что я могу сделать, чтобы понять потребности своего ребёнка?", "Как мне убедить ребёнка в необходимости регулярной уборки своей комнаты?" и "Каким образом я могу приучить своего ребёнка к порядку?" 

В главе 4 "Почему я?" приведён рассказ об одной женщине, Шерри, которая решила испробовать метод QVQ на своей дочери. Она просто, решив враз отказаться от неправильных вопросов, спросила дочь: "Что мне сделать прямо сейчас, чтобы стать для тебя хорошей мамой?". Я прочитала эту историю и то, что последовало за ней, по пути на работу. Увидев некоторую схожесть жизненной ситуации Шерри со своей (возраст ребёнка, воспитание одной матерью и пр.), мне захотелось задать тот же вопрос своей дочери. Что я и сделала, приехав на работу. Так как дочь оставалась дома (она учится во вторую смену), я просто расшарила ей созданный Google-документ, в котором был тот же самый вопрос и стала с трепетом ждать ответа. Ждать пришлось долго, весь день в документе не появлялось ничего нового. А вечером, когда я невзначай спросила дочь, смотрела ли она свою почту, получила в ответ что-то вроде: "Это что за тест психологический, прямо как в этом сериале у папы-психолога?". После чего дочь снова уткнулась смотреть "этот сериал". Однако чуть позже я обнаружила, что документ изменялся! Ответ, который меня ждал, в общем-то меня не удивил: ребёнок живёт с сильно занятой мамой и хочет проводить с ней больше времени. Отвечая на вопрос, она прямо назвала те формы совместной занятости, которых ей не хватает. Очень волнующий тест получился. Рекомендую! После него появляется как повод обсудить с ребёнком его пожелания, так и повод что-то изменить в себе, своём режиме работы и отдыха, в практике общения с ребёнком. Это — как глава 16 книги — "Будьте рядом".

Книга, шаг за шагом, учит задавать ответственные вопросы в разных ситуациях: учёба, взаимоотношения со старшими, личные финансы и т. п. При этом, порой кажется, что авторы просто залезли к тебе в голову: только я подумала, что эту книгу надо прочитать всем родителям наших учеников, как авторы вопрошают: "Вы, наверное, уже подумали о том, кому следует прочитать эту книгу?". Кстати о родителях учеников. Почему я вдруг подумала о них? Коллеги меня поймут: очень часто родители перекладывают ответственность за воспитание своих детей на учителей. Вот кто постоянно задаёт неправильные вопросы! "Почему мой ребёнок плохо учится?" "Когда он перестанет получать плохие оценки?" "Кто несёт ответственность за его образование в школе?". И тут мне вдруг вспомнилась ситуация годичной давности, когда у +Анна Павлова (Аня, надеюсь, я Вас не обидела?) возникли проблемы по моему предмету. Мама Ани написала мне письмо через электронный журнал. Смысл письма сводился всего к одному вопросу: "Как я могу помочь своему ребёнку?". Мы обменялись несколькими сообщениями и — о чудо! — ситуация у Ани не просто начала выправляться, её успешность в предмете росла с каждой следующей неделей. Я бы, возможно, и не вспомнила больше об этом. Но теперь я понимаю: немаловажным фактором успешности ученицы в этой ситуации стала способность мамы задавать правильные вопросы. Она не переносила ответственность на учителя, она искренне хотела помочь своему ребёнку. И сделала это! Задав QVQ-вопрос, вопрос "как". Аплодирую Ане и её маме стоя.

Очень понравилось, что в конце книги все основные советы, главные идеи собраны "одной кучкой", даны примеры QVQ-вопросов для различных ситуаций.

Только я подумала о том, что надо бы дать почитать эту книгу дочери: развивать личную ответственность — так вместе — как увидела в книге рекомендации на тему, как обучать методу QVQ детей разного возраста. А потому, после того как книгу прочитает +Ольга Кащеева, я возьмусь за повторное прочтение. Но уже вместе с дочерью.  А пока буду тренироваться задавать правильные вопросы и уходить от неправильных. Чего и вам всем желаю!

Купить в Лабиринте >>>
Купить в Озоне >>>
Информация о книге на сайте издательства >>>

18 комментариев:

  1. Мария Николаевна, Вы меня нисколько не обидели, даже не думайте об этом!
    Вопрос такой: в моем возрасте есть смысл читать эту книгу, или она только для тех, у кого уже есть дети и семья (ну, или скоро будут)? А то я аж захотела встать в очередь, чтобы прочитать после Вашего второго прочтения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, ну, не каждому приятно, став успешным, вспоминать о своей прежней не успешности, я это имела в виду. Но я действительно искренне тогда восхищалась Вашей мамой и той позицией, которую она заняла. Она не обвиняла ни Вас, свою дочь, ни меня, учителя, она хотела помочь! Нечасто встретишь такую позицию, правда. Но она единственно верная.

      Авторы советуют детям младшего и среднего возраста читать книгу с родителями, а старшеклассникам - самостоятельно. Так что, ставлю Вас в очередь :) Книга очень простая, но при этом удивительно мудрая.

      Удалить
  2. Мария, Вы всегда так описываете книги, что любую книгу после Вашего отзыва хочется прочесть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, я уже в первый месяц проекта стала замечать за собой: я читаю по-другому! Читаю и думаю: как об этом рассказать другим? И писать всегда любила. Сейчас вот принялась за очередную книгу издательства МИФ — как раз о том, как надо писать...

      Удалить
  3. Мария Николаевна, обязательно прочту эту книгу! спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Николаевна, уверена: книга Вас не разочарует!

      Удалить
  4. Мария Николаевна, спасибо за отзыв. Действительно, появилось огромное желание прочитать эту книгу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Николаевна, книга отличная! Хороша тем, что очень простая, но мудрая. И заставляет включить механизм самоконтроля: только вопрос начинает вертеться в голове, сразу срабатывает: стоп, это "неправильный" вопрос, надо заменить на QVQ-вопрос.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Мария Николаевна! Обязательно прочитаю эту книгу, ведь вопросы оказались для меня теми самыми, "неправильными". Буду теперь думать, что и как говорить, чтобы исправить ситуацию. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, книга отличная! Она не просто мотивирует, она позволяет держать себя под контролем. если советы из других прочитанных книг, нет-нет, а проскакивают мимо. То с этой книгой получилось всё не так: только "неправильный" вопрос хочет сорваться с языка, как разум останавливает и переформулирует на QVQ-вопрос.

      P.S. Написала сейчас и увидела, что об этом уже писала раньше. Это я к чему: проходит всё больше времени после прочтения книги, но советы, которые я почерпнула из неё, не уходят из памяти, а, напротив, только сильнее закрепляются в ней.

      Удалить
  6. Мария, следующий мой заказ начнется с этой книги, я тоже в последнее время стала задумываться. что что-то не так в общении моем с сыном. А, действительно, часто идут не действенные вопросы, а именно обвинения в чем-то или риторические вопросы, которые обижают наших детей. И сама прочитаю, и родителей моего класса познакомлю. Спасибо Вам большое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, здорово, что Вы хотите использовать чтение этой книги не только в семье, но и в профессиональной деятельности. Считаю, что и со старшеклассниками может вполне учитель работать по этой книге (с детьми и подростками всё же лучше, чтобы родители обсуждали).

      Я вот буквально вчера тоже сделала очередной заказ на книги этого издательства.

      Удалить
  7. Книгу писал Капитан Очевидность. Пролистать в интернете можно, но покупать точно не стоит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, я неоднократно слышу подобные отзывы о книгах этого издательства. Однако сама не разделю его по нескольким причинам:
      — в условиях информационного перегруза скучаю по простым и понятным решениям; и книги издательства такие решения как раз и предлагают;
      — даже если, читая, встречаю известные для себя вещи, воспринимаю это как некий сигнал: очень часто многое делается на автомате, а потому неосознанно, хотя временами стоит и задуматься; так вот книги помогают мне как раз посмотреть на какие-то своим действия со стороны.

      И, да, ни об одной из приобретённых и прочитанных книг не пожалела. Что-то нравится больше, что-то — меньше, это естественно. Но практическая польза есть всегда.

      Удалить
  8. Мария, спасибо за очередную удивительную рецензию. С Вашей подачи открываю для себя одну интересную книгу за другой. Хочу только напомнить, что для тех, кто как и я, предпочитает чтение в электронном виде, есть простая возможность прочитать эту и другие книги используя электронный читательский билет библиотеки ЛитРес.
    В данный момент именно так и читаю эту книгу, а уж потом решу для себя, надо ли мне её покупать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр, спасибо за отзыв. Я вот никак не могу приучить себя к чтению в электронном виде. У дочери как-то проще идёт процесс, но выборочно: она чередует. При этом что-то идёт в электронке легко (тот же "Гарри Поттер", например, весь прочитан ею на ридере, сейчас вот скачала "Сумерки" и читает на планшете), а вот, к примеру, Шекспира потребовала даже не в печатном, а строго в книжном варианте: вот была буря прямо шекспировская.

      Про электронный читательский билет библиотеки ЛитРес буквально перед НГ рассказывала на работе коллеге-филологу, хотя сама не интересовалась даже, как это можно сделать. Потому как у самой пока нет острой необходимости. Но в голове держу, раз другим советую:)

      А книгу эту я получила от издательства на рецензию. Боюсь, что прошла бы мимо неё, выбирая книги для покупки (по крайней мере, по интернету), потому как, если покупаю книги этого издательства, то предпочтение отдаю профессиональной литературе, литературе по саморазвитию. Потому как, повторюсь: книгой очень довольна. Она сейчас у меня по рукам ходит, но обязательно вернусь к повторному чтению.

      Удалить
  9. Ух, ты! Как я припозднилась с отзывом) Периодически, МАрия, попадаю на чтение ваших постов с книгами по психологии) Понимаю, что это так сказать "психологическое чтиво", но ... нужное. Нам, думающим педагогам, наверное, легче определиться, как правильно владеть аудиторией, как сделать грамотную презентацию, как поговорить с ребенком на всякие педагогические темы (многолетний опыт работы в школе, анализ и синтез своей деятельности дает все-таки свои результаты.)
    Вот и в этот раз, прочитав вопрос:"Что мне сделать прямо сейчас, чтобы стать для тебя хорошей мамой?" я задумалась. Стоит ли написать об этом своей 18-летней дочери? Думаю, что нет, потому что ответ будет предсказуем: мама, ты слишком много работаешь. Об этом дочь говорит очень часто: просто приходит, садится рядом на диван и говорит с возмущением об этом. И тогда я .... отворачиваюсь от компьютера, и мы разговариваем.
    Дарите своим детям минуты общения! Не думайте, если им 18 и старше, то общение с вами им не нужно! Книга вам в помощь, если вы еще не задумывались об этом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, понятно, что ответ ребёнка был предсказуем. но ребёнок в том возрасте ( и мой, и, тем более, Ваш), когда он понимает: ну, не может мама работать меньше. Поэтому вариант давай ты будешь работать меньше моей даже в голову не пришёл. У неё был очень прагматичный ответ с конкретными рекомендациями. К примеру, она хотела, чтобы мы чаще играли с ней по вечерам в настольные игры (у нас куча настолок самых разных, обожаем их и постоянно покупаем новые, во взросло-детских компаниях играем, когда вместе собираемся). И мы действительно стали чаще играть просто так, без повода, по вечерам! Получая не только удовольствие, но и пользу для ума. К примеру, вот наши последние фавориты: Код фараона и Концепт — рекомендую!

      Удалить